Самые ранние из известных нам доспехи самурая представляют собой жесткие металлические кирасы, изготовленные из нескольких секций пластин — часто формы, приближенной к треугольной — которые были плотно сошнурованы между собой.
Доспехи самурая — это вершина воинского искусства. Пришедший из Китая, в Японии доспех обрел второе рождение, преодолев многовековой путь войны: от простой кожаной защиты для асигару, до изящного, непревзойденного по красоте и совершенному исполнению доспеха предводителя клана «даймё». Многие века изготовлением доспехов занималось отдельное сословие ремесленников — мастера, сделавшие уникальные технические открытия. Обработка метала: окрашивание, лакировка, изготовление сложнейших деталей, шнуровка, стыковка пластин, все это лишь малая толика секретов японского доспеха, состоящего из многочисленных элементов великолепных в исполнении. В процессе эволюции воинского искусства, доспех из практичного боевого обмундирования времени Сэнгоку Дзидай превратился в символ Славы и статуса его обладателя в эпоху Эдо. Как и прежде, японскому доспеху поклоняются как обожествлённому образу легендарных предков.
Самые ранние из известных нам доспехов самураев представляют собой жесткие металлические кирасы, изготовленные из нескольких секций пластин — часто формы, приближенной к треугольной — которые были плотно сошнурованы между собой и покрывались лаком для защиты доспеха от ржавчины. До сих пор точно не известно как они изначально назывались; некоторые эксперты предлагают термин Кавара — что значит черепица, другие предлагают использовать просто слово ёрой, то есть доспехи самурая. Данный вид доспеха стали со временем называть танко, что значило короткий доспех. Расцвет танко пришелся на период с IV по VI века. Со временем он видоизменялся, к нему добавлялись новые детали – такие, как защитные наплечники и «юбка» из тонких металлических пластин. Танко постепенно терял свою популярность и был вытеснен новым видом доспеха, который, судя по всему, был изготовлен под впечатлением от моделей, актуальных в то время на континенте. Этот вид доспеха затмил танко и стал образцом на следующее тысячелетие. Он конструировался из тонких металлических пластин. Так как актуальный до этого доспех танко покоился на бедрах воина, а новое обмундирование из пластинок висело на плечах, то историкографическим термином для него стало понятие кейко, то есть висячий доспех.
Обычно такой доспех самурая по силуэту напоминал песочные часы. Кейко оставлял открытой переднюю часть, но также известны модели, напоминающие пончо. Несмотря на то, что кейко — доспех раннего периода (его время пришлось на период с VI по IX века) — он был более сложным, чем поздние модели. В одном доспехе могли быть использованы металлические пластины шести и более разных видов и размеров.
Классические самурайские доспехи — тяжелые, квадратные, «коробкоподобные» обмундирование — в настоящее время носит название о-ёрой (великий доспех), несмотря на то, что изначально его называли просто ёрой (доспех). Такой доспех был изготовлен в первые два десятилетия десятого века. Этот доспех демонстрирует то, что осталось от конструкции кейко к тому времени: шнуровка идет прямо вниз вертикальными линиями. Подобное шнурование по вертикали появляется в миниатюрных моделях доспехов о-ёрой и в настоящее время — в императорской коллекции. Всего несколько десятилетий спустя в доспехах появилась шнуровка вниз по диагонали и снова вверх, которая в настоящее время принимается за стандарт. У ранних доспехов о-ёрой на панели защитной юбки пластин было на один ряд меньше, что, без сомнения, делало их более удобными для верховой езды. В более поздних моделях, начиная примерно с XII-го века, был уже полный комплект пластин на юбке, но все-таки в самом нижнем ряду — и спереди, и сзади — пропускались пластины посередине, чтобы обеспечить наезднику такой же комфорт. Вся передняя часть торса закрывается узорчатым или набивным кожаным передником, который называется цурубасири («избежать удушения при помощи шнура»). Назначение этого элемента — прикрыть нагрудник доспеха, чтобы тетива лука не цеплялась за концы чешуек на нем. Так как самураи в доспехах часто натягивали тетиву лука от груди, а не от уровня уха, как это обычно (большие шлемы не позволяли вести бой традиционным образом), это было логичным добавлением. Подобные же куски кожи использовались по всему доспеху самурая: на наплечниках, на нагруднике, на отворотах шлема, по верху содэ и так далее.
Первые воины носили только один армированный наруч (рукав — котэ), на левой руке. Первоначальным назначением такого наруча было убрать с пути лука громоздкие рукава доспеха, но не для защиты как таковой. Только в XIII веке ношение сбалансированной пары наручей стало обычным делом. Котэ надевали прежде, чем надеть весь доспех, привязывали накрест тела длинными кожаными шнурами. Следующим элементом была отдельная пластина для правой стороны тела (ваидатэ). Воины обычно носили эти два элемента, а также защиту для горла (нодова) и ножные латы во время нахождения в военном лагере как «облегченный доспех». Эти элементы вместе известны нам как ко-гусоку или маленький доспех. О-ёрой, безусловно громоздкий и тяжелый доспех, к тому же он дорого стоил. Для слуг и воинов невысокого звания были предусмотрены самурайские доспехи до-мару и харамаки. У таких доспехов было больше пластин на юбке, они более плотно прилегали к телу. До-мару застегивается на правом боку. Во время периода Камакура (1183 — 1333) доспех самурая о-ёрой оставался основным доспехом для представителей воинского сословия, однако самураи находили до-мару более легким и удобным доспехом и стали носить его всё чаще и чаще.
В середине периода Муромати (1333 — 1568) о-ёрой встречается достаточно редко. Первые образцы доспеха до-мару не имели защитных пластин для подмышек, так же, как и первые доспехи о-ёрой, но уже к 1250 году они появляются на всех доспехах.
Для того чтобы удовлетворить всё возрастающие потребности в доспехах, нужно было ускорить их производство, тогда и появилась сугакэ-одоси (шнуровка доспеха в виде парных переплетений с перекрестными узлами). Известно лишь немного доспехов с корпусом, шнуровка, на котором выполнена способом кэбики-одоси (плотная шнуровка), а кусадзури (защитная юбка) —плетением сугакэ-одоси, при этом в целом доспех состоит из сошнурованных небольших пластинок. Позднее, в первой половине XVI века мастера начали использовать цельные пластины вместо панелей, собранных на шнуры, и пластинок. Часто они полностью были прошнурованы по технологии кэбики-одоси. Вторую половину XVI века часто называют Сэнгоку Дзидай или Эпохой Сражений. В течение этого периода практически непрекращающихся войн, различные даймё соперничали за обретение власти и главенства над соседними территориями и конкурентами. Некоторые даже пытались добиться высшей цели — стать тэнкабиту, правителем земель. И только двум людям в те годы удалось добиться результата, близкого к этому. Эти люди — Ода Нобунага (1534 — 1582) и Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598). Эти пять десятилетий продемонстрировали больше развития, инноваций и усовершенствований доспеха, чем предыдущие пять столетий.
Одно из самых больших влияний на доспех самурая того периода оказала аркебуза с фитильным замком, на японском она называлась тэппо (это общее название для всех видов огнестрельного оружия, и это был, пожалуй, самый часто используемый термин в то время), танэгасима или хинава-дзю. Ее появление сделало необходимым создание более тяжелого, взрывобезопасного доспеха для тех, кто мог себе это позволить. Таким образом, появились цельные кирасы из тяжелых, толстых цельнометаллических пластин. На многих «выживших» экземплярах можно увидеть многочисленные отметины, которые свидетельствуют о мастерстве создателей этих доспехов.
Некоторые историки оружия сделали предположение, что проклепанные кирасы — и в том числе кирасы из двух цельнометаллических пластин, по одной спереди и сзади — были созданы под влиянием европейских доспехов. Так это или нет, но это в любом случае был бы следующий логический шаг в развитии японского доспеха. Доспехи европейского происхождения, а также доспехи, созданные по образцу европейских, стали популярными как показатель статуса. Конечно, эти доспехи были серьезно переработаны в соответствии с японским вкусом, в конце концов, от них остались только кираса и шлем. Но и они были, так сказать, «японизированы». По мере того, как участие в сражениях принимали всё более многочисленные войска, всё более отчетливо осознавалась необходимость как-то определить, кто свой, а кто враг на поле боя. Во второй половине века появление флага, который носили на спине, стало способом идентификации войска во время битвы. Такой прямоугольный флажок из шёлка или хлопчатобумажной ткани назывался сасимоно. Древко флага проходило через держатель между лопатками и затем закреплялось в специальном креплении на спине.
Другие методы идентификации включали в себя, например, нанесение эмблемы клана воина — или эмблемы его господина — в центре до (кирасы). Это было обычным делом для доспехов слуг, подчиненных, и очень редко встречалось у доспехов воинов высокого звания, которые различались по вычурным и экзотическим украшениям, которыми они декорировали или конструировали свои шлемы. Таким образом, в более позднюю эпоху практичный боевой шлем который мог состоять из множества пластин (от 4 до 64) сменился на «кавари-кабуто», выполняемый по индивидуальным заказам, такой шлем представляется уникальным произведением искусства, и, порою, достигает полутораметровой высоты. Мастера исполняли самые причудливые пожелания заказчиков, не скупившихся на вознаграждения. Так появлялись необыкновенные образы – шлем перевёрнутая чайная чашка, храмовая пагода, хвост кальмара, морская раковина, ослиные или заячьи уши, кулак, сжимающий религиозные символы, лик умиротворенного Будды или демона смерти. Так же можно было сказать и про защитную маску самурая, что бы подчеркнуть особенности личности владельца или устрашить врага, маска могла быть подобна как миловидному лицу девушки, так и образу мистической птицы тенгу. Наряду с классическими видами, были и эксклюзивные маски, которые могли носить только высокопоставленные князья, маска беспристрастия – не отображающая ни каких эмоций носила название «ре бо». С закатом эпохи самураев, оставшиеся без заказчиков мастера, переключились на создание уникальных предметов интерьера для аристократов – о кимоно. Наиболее известным и редкими шедеврами являются подвижные скульптуры, состоящие из сотен мельчайших деталей, драконы, змеи, лобстеры, способные гнуться и принимать разные формы. По сей день японская промышленность обязана опыту ремесленников первооткрывателей, явивших уникальные технологии и конструкции, а гордые японцы поклоняются доспехам великих предков.