Без рубрики

Сюрикэндзюцу — школа метания

В дошедших до наших дней школах, в программу обучения которых включено сюрикэндзюцу — Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов.

 

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом и бросок без оборота. При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямой. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.

Сякэны же метают, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Исследователи отмечают, что в старинных наставлениях по ниндзюцу, где часто встречаются изображения сюрикэнов, мы нигде не найдем описаний способов их метания. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик мог получить наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные.

Воин должен был научиться метать сюрикены из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекториям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. В качестве основных способов метания сюрикэнов можно назвать следующие: тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз; хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз; ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, горизонтальным движением; гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх; дза-ути — метание сюрикэна вертикальным движением сверху вниз в положении сидя на коленях; хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на одном колене; хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене; хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене; хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.

Более сложные и специфические варианты метания сюрикэнов включают: нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа; дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но ката, а левая — бросок ёко-ути; онкэн-ути — «бросок скрытого меча», метание сюрикэнов с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков; интю-ути — бросок из тени, метание сюрикэнов в кромешной тьме из положения лежа ничком на земле с мгновенным вставанием и последующей сменой позиции; хая-ути — «быстрое метание», способ метания, при котором сюрикэны бросаются один за другим правой рукой, а большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий, движением, напоминающим выдвигание карты из колоды, один за другим подаст «снаряды». Сюрикэны совсем необязательно метались по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску мастер мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.

На какой же дистанции опасен сюрикэн?

Известный исследователь оружия Нава Юмио указывает, что пуля японского фитильного ружья обладает убойной силой на дистанции около 55 метров, стрела, выпущенная из лука, — на дистанции около 30 метров, бодзё-сюрикэн — на дистанции в 7-8 метров, а сякэн — 12-16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей будзюцу: «икки гокэн» — «одно дыхание — пять ножей», а согласно Нава Юмио, пять сякэнов бросают за 10-20 секунд. При этом дистанция боя с противником, вооруженным копьем, алебардой или кусари-гама, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12-15 метров противник пробегает за каких-нибудь 2-3 секунды. Будучи вооружен копьем, он выходит на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца, вооруженного сякэном, и тем более бодзё-сюрикэном, при лобовом столкновении времени хватит лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее, бросок сюрикэна должен напугать противника, задержать его, отвлечь внимание. Затем надо переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего был меч. Поэтому во всех школах, включавших в программу сюрикэндзюцу, изучались способы метания с последующими ударами предварительно обнаженным мечом.

Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз (микэн), виски, дыхательное горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах (как правило, те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как все главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывалось на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстояние от точки микэн до яремной ямки. Впрочем, ниндзя называли сюрикэндзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом, сюрикэнов ставилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие. В качестве такового использовался обычный конский навоз и дорожная пыль, изобиловавшие столбнячными палочками.

Применение «мечей, скрытых в ладони» не ограничивалось только метанием. Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно было колоть, рвать, вспарывать, как кастетами, в рукопашном бою. Кроме того, они использовались как кресала при высекании огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д. Ниндзя с помощью сюрикэнов прорезали стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки и т.д. и т.п.

Сюрикэндзюцу сегодня

Некоторые из сохранившихся школ будзюцу предлагают обучение метанию сюрикэнов и ныне. Это Катори синто-рю, Нэгиси-рю, Сираи-рю и др. Однако это старинное искусство становится все более и более редким, отмирая на наших глазах за ненадобностью.

Зато практически при всех музеях ниндзюцу имеются соответствующие аттракционы, где любой желающий может попробовать свои силы в метании пластин и стрелок по мишеням, и, уверяю вас, очереди к рубежу не оскудевают. А рядом вовсю торгуют сувенирными звездочками, которые на память о визите в музей покупают практически все посетители. Так что вполне возможно, что эта популярная у людей всех возрастов веселая забава со временем разовьется в увлекательный вид спорта, наподобие хорошо известного в нашей стране дартс, который, без сомнения, найдет поклонников во всех странах мира.