Если в вашем маршруте есть один лишний день  провести его в Наре будет самым лучшим решением. По количеству древних достопримечательностей Нара уступает лишь Киото. Пять из восьми основных храмов Нары и окрестностей включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Наре находится самая большая статуя Будды в Японии, а в 10 км от города расположен самый древний деревянный храм в мире — Хорюдзи.

Еще одна достопримечательность Нары — множество свободно бродящих по паркам и храмам оленей. По легендарной истории храма Касуга, бог Такэмиказуки спустился с небес в Нару на белом олене, чтобы защищать новую столицу. С тех пор олени в Наре считаются священными животными, защищающими город. Повсюду продаются печенья для оленей: «сика-сэмбе». Людей олени совсем не боятся, подпускают к себе совсем близко и сами охотно подходят и попрошайничают. Однако, будьте осторожны, олени могут боднуть или укусить. От себя добавлю: любая бумага, которая будет у вас в руках или неосторожно будет торчать из кармана может быть съедена практически мгновенно. Если это будет карта города, это еще не так страшно, но если олень съест билет на поезд, особенно не подлежащий восстановлению JR Pass, или же пачку денег, у вас могут возникнуть серьезные проблемы. Поэтому, общаясь с оленями, будьте особенно внимательны.

В Наре нет атмосферы большого города, как во многих городах Японии. Старая часть города, где и расположены все храмы очень уютна, с множеством парков, узеньких улочек и интересных магазинчиков с традиционными изделиями местных умельцев: деревянные куклы наранинге, лакированные шкатулки нарасикки, веера нараучива и керамические изделия акахадаяки. Приехав в Нару, в первую очередь зайдите в туристский центр, расположенный рядом с вокзалом. Там вам дадут карту города и, на хорошем английском языке, подскажут наилучший маршрут. Все достопримечательности находятся в пределах получаса ходьбы от станции.

Тодайдзи

Тодайдзи — Великий Восточный храм, один из самых известных храмов в Японии. Многие японцы приезжают в Нару только ради того, чтобы посетить его. Этот храм начали строить сразу после объявления Нары столицей Японии в 710 году. Строительство и расширение храма продолжалось всю «эпоху Нара», до 784 года. Храм служил главным центром буддизма, поддерживающим императорский двор в эпоху междоусобиц, обеспечивал мир и порядок в государстве.

Основная достопримечательность храма — гигантская статуя Будды Вайрочана (Будда Великое Солнце), самая большая статуя Будды в Японии, высотой в 16 метров. Поскольку установить такую большую статую в павильоне не представлялось возможным, строители поступили наоборот, сперва отлили грандиозную статую, а потом уже построили вокруг нее храм. За века храм разрушался и восстанавливался несколько раз. Более ста лет Большой Будда простоял под открытым небом. В 1913 году храм был восстановлен в почти первоначальном виде. Сегодня Зал Большого Будды занимает лишь 60% от первоначальной постройки, но даже при уменьшенных размерах Дайбуцудэн остается самым большим деревянным строением в мире, а статуя Будды — одной из самых крупных скульптурных работ в истории.

Сёсоин

Позади Зала Большого Будды за оградой в роще криптометрий расположено единственное в городе строение VIII века, сохранившееся до наших дней Сёсоин. Внешне здание очень простое: бревенчатая постройка, поднятая на сваях на 3 метра над землей. Здание интересно необычным для того времени инженерным решением. Сёсоин строился как хранилище художественных ценностей, даров императрицы храму и нужно было сделать так, чтобы переменчивый климат не портил произведения искусства. Задумка строителей была проста, как все подлинно гениальное. Они исходили из того, что в дождливую влажную погоду бревна будут набухать и расширяться, пропуская внутрь лишь минимум влаги, а в сухую погоду между ними, наоборот, будут образовываться широкие щели, позволяя свежему воздуху свободно циркулировать внутри здания. Чтобы еще больше защитить коллекцию от влаги, здание построили на сваях. Такая конструкция превратила Сёсоин в идеальное хранилище, благодаря чему большое количество исторических и культурных ценностей дошло до наших дней практически в первозданном виде. Коллекция Сёсоин сегодня является старейшей музейной коллекцией в мире. В нескольких сотнях метров к востоку от Зала Большого Будды, на склоне холма расположен Хоккэдо (Зал лотоса) , он же Сангацудо (Мартовский зал). Каждый год в марте здесь читается «Сутра Лотоса» — один из основных буддийских текстов. В зале собрано множество древних буддийских изображений, принадлежащих храму. Главное из них — 3,5-метровая статуя бодхисаттвы милосердия Фуку кэндзяку Каннон. Скульптура производит впечатление не только своими размерами, но и богатым убранством: на груди у нее ожерелье со множеством подвесок, на голове — серебряная корона, украшенная почти 20 тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.

По соседству с Сангацудо к отвесной скале прилепилось еще одно строение — Нигацудо. Начиная с 752 года и по сегодняшний день, в начале марта в этом павильоне проводится уникальный ритуал. Этот ритуал, называемый сюниэ, или мидзутори, представляет собой своего рода коллективную исповедь. В течение двух недель ежедневно с полудня до полуночи одиннадцать специально отобранных монахов беспрерывно ходят вокруг алтаря бодхисаттвы милосердия Одиннадцатиликой Каннон (которая, как верят, снимает с человека бремя его прегрешений), все время повторяя ее имя. При этом они не берут в рот ни капли воды. Дабы искупить свои грехи, монахи по очереди падают на колени. 5 и 12 марта, крутясь вокруг алтаря, они в быстром темпе произносят имена почти двух тысяч будд, бодхисаттв и синтоистских божеств, а также называют длинный список прегрешений, которые люди могли совершить в течение года.

Ритуал достигает своего апогея 11 и 12 марта, когда на платформу Нигацудо поднимаются люди с громадными (шесть метров в длину, 40 килограммов весом) пылающими факелами, размахивая ими над собравшейся толпой так, чтобы летящие с факелов искры сыпались на нее, символически сжигая все грехи людей. Этот красочный экзотический ритуал интерпретируется также как церемония сжигания зимы и прихода весны. Поэтому ранним утром священники зачерпывают «первую весеннюю воду» в священном источнике близ Нигацудо. Для жителей Нара завершение сюниэ символизирует приход весны.

Касуга Тайся

Кроме обязательного для посещения буддийского храма Тодай-дзи, я очень рекомендую не пропустить древний синтоистский храм Касуга Тайся, расположенный недалеко от Тодайдзи. Святилище было основано в 709 году правителем из клана Фудзивара и посвящено четырем божествам из храмов, связанных с кланом. Как и почти во всех синтоистских храмах, у взода стоят большие красные ворота тории. Вдоль всей дороги стоят множество каменных ламп, пожертвованных паломниками. Всего в храме более 2000 каменных ламп от XII века до нынешнего столетия. Два раза в году — в начале февраля, когда отмечается начало весны, и в середине августа в День поминовения усопших в лампах зажигают свечи. Далее аллея ведет мимо красивого сада Манъё, в котором собраны сотни растений и цветов.

Пройдя дальше, через главные ворота вы попадете на площадку, обнесенную галереей, с потолка которой свисают сотни металлических фонарей. За этой площадкой находится хондэн — обитель божеств, символы которых помещены в выстроившихся в один ряд четырех совершенно одинаковых маленьких постройках.

Кофукудзи

Еще один храм, заслуживающий внимания — Кофукудзи. Кофукудзи был построен в начале VIII века как фамильный храм клана Фудзивара. Храм, однако, был почти полностью уничтожен многочисленными пожарами, многие века стоял полуразрушенным и был полностью восстановлен лишь в 50-е годы XX века. Нужно отдать должное тем, кто восстанавливал здания Кофукудзи: они стремились возродить их такими, какими они были прежде. Самая известная часть храма — пятиярусная пагода постройки 1426 г., которая стала символом Нары. Сегодня Кофукудзи пользуется заслуженной репутацией сокровищницы буддийской скульптуры. В храме хранятся замечательные произведения искусства разных эпох, многие из которых можно отнести к числу лучших образцов японской культуры. В Наре еще много величественных храмов, но чтобы их обойти, понадобится не один день. Поэтому погуляем еще немного по узким улочкам города и его паркам, сядем на поезд и через 40 минут будем в Киото.