Здесь — в братстве людей искусства — царил дух соперничества, рождались новые замыслы, которые так пугали власть предержащих.
Ёсивара, этот квартал Эдо, прозванный «зеленые дома» из-за его расположения среди болот и зарослей бамбука в низовьях реки Сумида, мир наслаждения, блеска и остроумия, пожалуй, более всего вдохновлял творчество художников укиё-э.
В этом специально отведенном месте жили знаменитые ойран (куртизанки высшего разряда) с молоденькими прислужницами (майко), позднее к ним присоединялись гейши — девушки для развлечения и обслуживания гостей. Рядом с ними селились известные актеры и художники, писатели, книгоиздатели, такие как великий Цутая, издатель самых утонченных гравюр своего времени.
Здесь — в братстве людей искусства — царил дух соперничества, рождались новые замыслы, которые так пугали власть предержащих. Пытаясь взять квартал под свой контроль, они посылали туда вооруженных блюстителей порядка и цензоров, а те просматривали книги и гравюры — нет ли там злого умысла. Наказание было жестким: за неповиновение указу и за карикатуру на чиновника у Цутая разгромили мастерскую, даже великому Утамаро пришлось провести 15 лет в деревянных колодках, из-за чего он не имел возможности работать.
Даже пейзажисты были опасны властям только потому, что обладали чувством юмора: это Хокусай, равнодушный к чиновникам и презиравший почести. Хиросигэ, чьи карикатуры украшали перекрестки дорог и кто предпочитал любому придворному сановнику общество монахов; или Куниёси, однажды весьма не лестно изобразивший фаворита сегуна ники эпохи Эдо, даже если они полностью посвятили себя гравюре, не забывали о такой важной составляющей искусства укиё-э, как живопись.
Они были хорошо знакомы с творчеством живописцев школы Тоса или школы Кано, с ними вместе, в одних мастерских, они работали и обучались технике традиционной живописи. Например, Моронобу расписал строго в стиле Тоса две парные ширмы, изображавшие жизнь актеров за кулисами театра Кабуки — театра Накамурадза в Эдо.