Величие явления Будды на землю в том и состоит, что он, преодолев заблуждения всех других религиозных и философских учений, открыл истину.
Всякая религия характеризуется наличием некоторого круга идей и представлений, вызывающих у верующих соответствующие чувства и переживания, являющихся фундаментом религиозной морали и определяющих в какой-то мере формы церковной организации и культа.
Идеи и представления, составляющие сущность всякого религиозного мировоззрения, отражают, как известно, в сознании людей в фантастической, извращенной форме гнет земных, вполне реальных сил (как природных, так и общественных). Эти силы религиозная фантазия превращает в неземные, сверхъестественные. Поэтому наличие веры в существование сверхъестественного, «сверхчувственного», «небесного» и противопоставление ему земного, человеческого, чувственного является одним из важнейших, определяющих признаков любой религии. В отличие от научного познания, стремящегося к верному отражению в сознании реальной действительности, религиозное мировоззрение всячески третирует, унижает, обесценивает в глазах верующего эту реальную действительность. Одновременно оно провозглашает истинным, возвышенным и вечным мир сверхъестественного, созданный религиозной фантазией. Отсюда прямой шаг к учению о спасении, которое раскрывает перед верующим пути перехода от временного пребывания в «этом мире» к «истинному», «вечному» бытию в мире загробном.
Присутствуют ли в буддизме эти признаки любой сложившейся, развитой религии? Несомненно. А это весомое подтверждение тому, что буддизм — одна из своеобразных форм религии, сохраняющей в своей сущности те главные черты, которые присущи религии в целом.
Исходным пунктом буддийских воззрений на мир является принижение земного «чувственного» мира, противопоставление ему иного мира, в котором человек должен искать спасение. Самому Будде приписываются слова, в которых выражена сущность его учения: «Прежде и теперь я разъясняю и показываю лишь истину о страдании и избавлении от страдания».
Согласно другому тексту, Будда заявлял: «Подобно тому как воды океана имеют лишь один вкус — вкус соленый, так и учение мое имеет лишь один вкус — вкус спасения» К Как свидетельствует каноническая литература, Будда отказывался отвечать на вопросы, относящиеся к тому, что выходило за пределы практики земной жизни, считая эти вопросы никчемными. В канонической литературе есть упоминания о том, что Будда убеждал своих последователей не заниматься рассуждениями, «касающимися начала и будущего вещей», ибо тогда они могут уподобиться глупцу, который, будучи пронзенным стрелой в бок, тратит время на размышление о том, откуда она взялась и кто ее изготовил, вместо того чтобы вытащить ее из своего тела.
Этот акцент на «практическую» сторону — изыскание путей к прекращению страданий — вовсе не означает того, что буддизм вообще когда-либо отказывался формулировать свою концепцию мира. Наоборот, вся буддийская литература подчеркивает, что величие явления Будды на землю в том и состоит, что он, преодолев заблуждения всех других религиозных и философских учений, открыл истину, то есть дал свое, новое толкование мира и указал возможность личного спасения.