Помимо самураев, в Японии существовал еще один класс воинов. Они назывались сохэй и служили крупным храмам, которым принадлежали обширные земли. Сохэй сражались не только за храмы, но и ради собственной выгоды. Упрощенно их иногда именуют «монахами-воинами», однако этот европейский термин не отражает сущности сохэй, которые были преимущественно храмовыми служками или безработными, нашедшими убежище в храме.

В конце периода Хэйан такие большие храмы, как Ко-фукудзи и Энрякудзи, пользовались огромной властью. Свои привилегии и права они воспринимали как должное и в некоторых случаях отстаивали их или добивались новых привилегий силой. Теоретически конфликты между храмами должно было разрешать правительство, однако при большинстве храмов имелись свои обученные армии, поэтому в случае недовольства действиями властей храмы без колебаний оспаривали решения правительства и самого императора. Довольно часто причиной споров становился захват святилища или вторжение в поместье аристократа. В то время большинство японцев были слишком суеверны и не противились тому, что они упрямо считали «волей богов». Поскольку вооруженные силы храмов превосходили правительственную армию Киото, покои дзёко Го-Сиракава охраняла личная стража, состоящая из самураев, — хокумэн-по-буси и саймэн-но-буси. Однажды этой страже пришлось обстрелять надвигавшуюся храмовую армию со священной повозкой. Когда конфликт разрешился, Го-Сиракава повелел наказать виновных самураев: разумеется, этот шаг был предпринят исключительно с целью умилостивить храмы, но самураи сочли его вопиющей несправедливостью.

Один из «монахов-воинов» по имени Бэнкэй позднее стал приближенным вассалом Минамото Ёсицунэ. Голову он покрывал капюшоном, а под монашеской одеждой носил самурайские доспехи до-мару. Излюбленным оружием таких храмовых воинов была нагината — аналог алебарды, но иногда им случалось пользоваться и менее распространенным снаряжением — топорами, молотами и пилами.

В период Сэнгоку (XVI в.) прославились вооруженные аркебузами монахи из храма Нэгоро. Всего через несколько лет после того, как португальцы завезли огнестрельное оружие в Японию в 40-х годах XVI в., производство аркебуз уже было освоено в трех регионах — Сайга, Нэгоро и Кунитомо. Прежде там обрабатывали металлы и торговали изделиями из них, но вскоре перешли на изготовление аркебуз и поставки наемников, вооруженных этими аркебузами. Отряд храма Нэгоро, Нэгоро-сю («люди Нэгоро), только в 1585 г. был уничтожен армией Тоётоми Хидэёси, которому храмовые стрелки успели изрядно досадить.

Еще одной заметной группой «монахов-воинов», отличающейся от сохэй, были ямабуси. Так называли последователей Эн-но-гёдза, основателя буддистской секты. Ямабуси уединенно жили в горах и тайными тропами путешествовали по всей Японии. Поскольку у них имелись свои секретные каналы сообщения, провинциальные феодалы часто нанимали их в качестве гонцов, некоторые ямабуси были профессиональными шпионами ниндзя. Ни сохэй, ни ямабуси не причисляли к самураям, и если некоторые из них становились самураями, то лишь самого низкого ранга.