Точное обозначение данного меча — «образец меча военнослужащих сержантского состава, тип 95», введенный 16 сентября 1935 г., хотя он лучше известен коллекционерам как сержантский син-гунто, потому что похож на офицерскую модель. 

Рукоять — литая алюминиевая копия уставного офицерского син-гунто 1934 г. Воспроизведены кабуто-ганэ (набалдашник), самэ (кожа ската), обмотка рукояти и мэнуки (декоративные накладки на рукояти). Все алюминиевые детали окрашены под цвет, характерный для син-гунто. Рукоять скрепляется с хвостовиком клинка посредством одного латунного болта с куполообразной шляпкой и кабуто-ганэ, снабженного также отверстием для треугольной сарутэ (петля темляка). Гладкая отдельная фути (муфта рукояти) обычно медная, иногда железная или стальная и только в редких случаях латунная, хотя в ряде экземпляров попадались и алюминиевые модели. Самые ранние образцы (возможно, первые шесть тысяч) имеют цельные неокрашенные медные рукояти, изготовленные путем заполнения металлом литейной формы многократного пользования. Изделия подвергались отжигу, в результате чего образовывалась защитная окисная пленка. Такие рукояти скреплялись с хвостовиком только посредством системы навинчивания набалдашника. 

Производство подобных приборов (а может, и не только приборов?) было сосредоточено в руках токийской компании Суя, которая до 1936 г. являлась поставщиком токийского арсенала Кокура (или Коисикава). 

На мечах с алюминиевыми рукоятями встречаются два вида цуб. 

1. Латунные в форме «аои» (мальва), такие же, как на син-гунто, но простые, украшенные только штриховой гравировкой из крохотных ямочек Помимо отверстия для хвостовика, на цубе имеется еще четыре: два декоративных, расположенных справа и слева от центра, и два маленьких, функциональных, размещенных сверху и снизу. Верхнее — предназначено для зажимной скобы, а нижнее — для темляка. 

2. Гладкие овальные, из вороненой стали, с единственным отверстием для зажимной пружины. 

Существование различных моделей цуб принято объяснять либо прихотями разных производителей, либо тем, что стальной образец появился позднее. Тем не менее, и латунные, и стальные цубы встречаются с клинками, сделанными как в Кокура, так и в Нагоя, а это, судя по всему, опровергает обе теории. Также не найдено никаких свидетельств того, что тип цубы как-то связан с обозначением ранговых отличий. 

Ножны имеют деревянную основу, обитую сталью оливково-зеленого оттенка или цвета хаки, В литературе упомянуты мечи с медной рукояткой в ножнах из тонированной латуни. Стальное или латунное устье (кути-ганэ) имеет выступающее ушко для сцепления с зажимной скобой рукояти. Сверху на устье стоит штамп с теми же номерами, какие имеются на клинке, хотя сопроводительная инспекционная маркировка присутствует не всегда. Часто попадающееся несоответствие нумерации на клинках и ножнах объясняется послевоенной обстановкой, когда их беспорядочно извлекали из груд сваленных мечей или смешивали предприимчивые торговцы. Ножны снабжены единственной обоймицей (аси) со стальным подвесным колечком. 

Модели с алюминиевой рукоятью помещаются в ножны, в гарнитуру которых входит длинная стальная колодка, однако ее не бывает в образцах с медным прибором рукояти, где на нож-ны насаживается либо латунный колпачок, либо сужающийся наконечник, образующий округлый выступ — так называемый «шарик». Форма колодки ножен и положение болта, фиксирующего устье, различаются в мечах, созданных арсеналами Кокура и Нагоя. 

Плотно прилегающий походный чехол из коричневой кожи обнаружен на образце, вероятно, принадлежавшем унтер-офицеру, о чем свидетельствовал ярлык о сдаче и транспортировке.

Фиксация меча в ножнах осуществляется с помощью системы зажимной скобы, идущей по краю рукояти. Скоба проходит через отверстие в цубе и сцепляется с ушком, выступающим на устье ножен. Тем не менее другой, очень редкий вариант, в котором зажимная скоба расположена на стороне рукояти и ушко на устье соответствующим образом переориентировано. С боковым креплением зажимной скобы встречаются только клинки с поздними номерами выпуска арсенала в Нагоя. Изучение данных позволяет предположить, что такая особенность зажимного устройства появилась в Нагоя незадолго до прекращения производства, в свою очередь арсенал Кокура продолжал выпуск мечей с обычной краевой зажимной скобой. 

Клинки — машинного производства, с длинным узким долом на обеих сторонах. Хабаки (воротник на основании клинка) латунный. На мечах с медной гарнитурой он имеет выемку, за счет чего обе стороны хабаки простираются на клинок выше мати (зазубрины на клинке со стороны лезвия и обуха, отделяющие хвостовик). 

Серийные номера проставляются арабскими цифрами. Они штампуются на одной стороне клинке над долом возле хабаки и, как правило, сопровождаются инспекционным штампом завода, т.е. иероглифами «То» (восток), обозначающим армейский арсенал Кокура, или «На» (имя), принадлежащий армейскому арсеналу в Нагоя. Именно по этим знакам и совпадающей с ними маркировке на фути идентифицируется место производства или контролирующий продукцию арсенал. Однако на клинках с медной рукоятью обычно имеются лишь номера, а подобный штамп отсутствует. Исследование мечей, хранящихся в коллекциях, дает основание говорить о существовании последовательной нумерации для каждого типа меча, что, возможно, позволяет датировать изделие, проанализировав цифры, встречающиеся на готовой продукции. Самый маленький номер, зафиксированный на мече с медной гарнитурой, — 340, самый большой -5869. Диапазон порядковых номеров на образцах с алюминиевым прибором и обычным механизмом зажимной скобы — от 6276 до 149726. Минимальная цифра на модели с боковым расположением скобы — 131820, а максимальная — 134089, что, по всей вероятности, приходится на момент, непосредственно предшествующий прекращению производства в Нагоя. (Сменивший данную модель образец 1945 г., который будет описан далее, имеет нумерацию в пределах от двух до трех сотен тысяч.) 

Однако в каждой выявленной закономерности наблюдаются аномалии. Так, известен образец с алюминиевой рукоятью, но со штампом Кокура и номером 1067, что находится в диапазоне нумерации медной гарнитуры. Вряд ли медные и алюминиевые рукояти производились одновременно, более вероятно, что в результате повреждения в бою оригинальная оправа была заменена. Еще одним примером таких отклонений является меч с алюминиевым прибором, который по непонятным причинам имеет номер 1059181, что вообще выходит за рамки известных на сегодняшний день цифр. Возможно, в производственных целях заарсеналами в Кокура (Токио) и Нагоя были зарезервированы целые блоки номеров. На основании данных, можно заключить, что за десятилетний период было создано около 150 000 экземпляров таких мечей, а это для современной армии — поразительное число. Считается, что арсеналы Кокура (Токио) и Нагоя занимались изготовлением клинков (и ножен?), а производство гарнитуры распределялось по контрактам между частными компаниями. Правда, позднее Токийский арсенал №1, по-видимому, начал делать оправу для клинков Кокура, так как его марка встречается на фути сержантских мечей. Предполагают, что арсеналы контролировали окончательную сборку мечей. 

Стальные фути (муфта на основании рукояти) обычно не маркировались. Медные или алюминиевые с медной отделкой — имеют, как правило, три штампа. На исследованных изделиях выявлено восемь комбинаций марок, хотя на самом деле их могло быть больше). Обратим внимание, что справа в шести вариантах из восьми присутствует логограмма Кокура в виде трех пушечных ядер. Однако такой штамп можно обнаружить на фути меча с ножнами, характерными для продукции Нагоя. причем на его клинке и в центре на фути стоит марка Нагоя. Чем объясняется такое сочетание штампов, неизвестно. В поздних экземплярах в правой позиции на фути встречается логограмма Токийского арсенала №1, при этом их ножны обладают отличительными осо: бенностями продукции Кокура Средний штамп в рассматриваемых комбинациях предстаачяет собой либо инспекционную марку Кокура «То» , либо — Нагоя «На». Примечательно, что именно он совпадает с маркировкой на клинках. Таким образом, центральная отметка на фути, должно быть, обозначает арсенал, надзирающий за выпуском готовой продукции. В пользу такой версии свидетельствуют и ножны, производственные характеристики которых, как правило, соответствуют арсеналу, указанному в этой марке. Шесть различных штампов, стоящих в левой позиции, вероятно, представляют компании, на контрактной основе поставляющие гарнитуру рукояти. Из них идентифицирован только один — в виде стилизованного иероглифа, похожего на лиру. Он принадлежит токийской компании Суя. Следует отметить также, что в гарнитуре мечей, сделанных как в Кокура, так и в Нагоя, попадаются железные фути без всякой маркировки. Что это означает, если вообще имеет какое-то значение, остается неизвестным.

4348406976_ed13cbf73a_z.jpg