Введение в реальный поединок.

Термин «дзицу тан» можно перевести как «настоящий», подчеркнув тем самым, что любое другое действие, отождествляемое с поединком, является либо тренировочным, либо демонстрационным. На заключительном этапе периода обучения воспитанники знакомятся со способами выполнения приёмов и использованием приобретённых в процессе практических занятий навыков для решения прикладных или специальных задач, например таких, как обезоруживание противника, вооружённого ножом, палкой, пистолетом. Следует сказать, что тех навыков ведения поединка, которые формируются в процессе учебных занятий или спортивных соревнований, недостаточно для того, чтобы использовать их в условиях реального боя. Необходимо специальное педагогическое воздействие, чтобы форма наполнилась практическим содержанием.

Приёмы боя с традиционным оружием.

В данном случае имеется в виду традиционная японская дисциплина «кобудо». Сегодня эта дисциплина практически потеряла актуальность в смысле её прикладной значимости. Вместе с тем присутствие этого раздела в программе обучения не только дань традиции, но и объясняется практической целесообразностью. Например, тренировки с длинным шестом (бо), коротким шестом (дзё) и короткой палкой (тамбо) формируют навыки и качества, необходимые для реального поединка, а также облегчают понимание сути выполнения приёмов реального боя. Следует сказать, что для спортивного каратэ) практика кобудо не имеет никакого значения и даже может помешать достижению спортивных результатов, но для мастера боевого единоборства эти занятия весьма полезны.

Разбивание предметов.

На этапе перспективного профилирования практикуются упражнения, которые называются шивари — разбивание досок толщиной 20 мм. Эти упражнения можно рассматривать как проверку качества ударов руками и ногами, хотя иногда этот вид упражнений используют и в соревновательной практике. Приступать к этим упражнениям можно только в старшем возрасте, когда уже сформированы кости, мышцы и связки, но после специальной подготовки. Неудачное выполнение данных упражнений говорит о недостатках либо в физической подготовленности воспитанника, либо в его психофизической организации, либо в техникообразовании.