Внедрение боевых искусств в систему образования, начавшееся еще в конце XIX в., поставило в начале XX в. на повестку дня мастеров нагинатадзюцу проблему реформирования их искусства — его стандартизации, выработки методик массового обучения и т.д. с целью распространения в женских учебных заведениях. К тому времени такой опыт уже имелся в дзюдо и кендо, где комиссии ведущих специалистов разработали для школьных программ стандартные комплексы приемов.

Реформа нагината потребовала глобальной ревизии техники, методов и даже учебного инвентаря традиционных школ. Реформаторы исходили из того, что соревновательные поединки будут популярнее в среде молодежи, нежели достаточно монотонные и утомительные повторения одних и тех же ката. Поэтому курс был взят именно на развитие на базе старинного воинского искусства нового вида спорта. Для этого были разработаны облегченные варианты учебных деревянных нагината, покрытые кожей. Позднее, для большей безопасности, деревянный клинок залгенила тонкая бамбуковая полоса. Эта имитация, легкая и гибкая, позволила проводить в учебных доспехах бои в полный контакт, обходясь без травм, но одновременно открыла дорогу серьезным изменениям техники, потому что легкой спортивной нагината можно было выполнять такие действия, которые настоящей алебардой выполнить невозможно. Свою роль в революционном изменении техники сыграло и развитие правил спортивных поединков, ограничивших разрешенные для поражения мишени. Реакция на все эти новшества наставников старых школ нагинатадзюцу была различной. Кто-то выступал против, кто-то, считая реформу необходимой для распространения нагината в школах, поддерживал. Во время Второй мировой войны группа учителей нагината во главе с Сакакида Яэко совместно с Министерством образования разработала Момбусё сэйтэй ката — «Стандартные ката Министерства образования».

Сакакида была и оставалась последовательницей старинной школы Тэндо-рю, активно участвовала в состязаниях нагината против кендо. Но в то же время она считала, что старинные школы не подходят для обучения больших групп школьниц, потому что девочкам было сложно освоить две роли — фехтовальщика с мечом и бойца с алебардой. Кроме того, Сакакида беспокоило и то, что порой девочкам приходилось изучать в начальной школе одну школу нагинатадзюцу, а в средней — другую, что вынуждало их полностью переучиваться. Поэтому Сакакида и ее коллеги создали совершенно новые ката, построенные на поединке «нагината против нагината». Такая комбинация, в принципе, была известна и старинным школам, но встречалась очень редко; известно лишь несколько школ, практиковавших ката «нагината против нагината»: Тода-ха Буко-рю, Хиго ко-рю и Сэйва-рю.

Внедрение новых ката проходило трудно. Учителей нагинатадзюцу, принадлежавших к традициям, практиковавшим ката «нагината против меча», нельзя было заставить бросить собственные школы и переключиться на модерновую систему «нагината против нагината». Ситуация была сложной: с одной стороны, традиционные школы были признаны негодными для массового обучения школьников, с другой — учителя, потратившие десятилетия на их изучение, не желали переучиваться, к тому же новые формы были упрощенными, в них отсутствовал специфический «вкус», индивидуальность старых школ.

Тем не менее, Министерство образования утвердило в 1943 г. стандартные ката для внедрения в школы. Наставники нагинатадзюцу получали краткие инструкции по новым ката и назначались на должности преподавателей нагината в соседние школы.

Характерно, что при подготовке внимание этих инструкторов нагината концентрировалось не столько на нюансах новой для них техники, сколько на том, как вести пропаганду: наставникам предписывалось проводить беседы о варварстве армий «агрессоров», о необходимости для девочек быть готовыми к защите себя и своих семей на случай высадки врага в Японии. При этом японские националисты отдавали себе отчет в том, что подготовить из школьниц бойцов нереально, и считали главным укрепить их дух. А девочки занимались нагината с удовольствием. Тем более что в этот период пропаганда активнейшим образом утверждала, что занятия нагината способствуют формированию совершенной женщины. В одном учебнике было прямо написано, что «изучение нагината, домашней экономики и шитья создают совершенную женщину».

После Второй мировой войны американская оккупационная администрация на время запретила практику всех будо, они были исключены из программ школ. Но уже через несколько лет этот запрет был снят, и в 1953 г. прошел первый турнир Всеяпонской федерации фехтования на бамбуковых мечах. Вскоре после него Сакакида и другие ведущие учителя нагината из школ Тэндо-рю и Дзикисин кагэ-рю собрались для обсуждения планов создания Всеяпонской федерации нагинатадо (Нагинатадо рэммэй). За основу ее техники они приняли «Стандартные ката Министерства образования», в которые были внесены лишь незначительные изменения. В знак разрыва с прошлым сэнсэи отказались от иероглифического написания слова «нагината» и стали записывать его азбукой кана. Родившийся в результате их усилий новый вид спорта получил название «Атарасий нагината» — «Новая нагината».

Практика Атарасий нагината включает тренировки в ката и в поединках-сиай. Некоторые последователи Атарасий нагината утверждают, что ката этой системы составлены из лучших приемов многих школ нагината. Однако такая точка зрения представляется абсурдной, поскольку система ката — это не просто набор отдельных приемов, а именно система, в которой все технические элементы взаимосвязаны и нацелены на формирование особой культуры движения и тактического мышления, которые обеспечивают боевую эффективность школы или духовного воспитания.

Характерно, что сама Сакакида Яэко никогда не утверждала ничего подобного. Она говорила, что наблюдала демонстрации старинных школ и старалась впитать их сущность, а затем, полностью отрешившись от их формы, разработала новые ката. Они представляют собой комбинации простых движений, требующих вертикального положения тела и скользящих шагов. Выполняются они с чрезвычайно легкими бамбуковыми мечами и деревянными нагината, по ним проводятся соревнования.

Состязания в поединках на нагината имитируют соревнования по кэндо: похожие защитные доспехи, сходные зоны засчитываемых ударов (с добавлением голеней). В настоящее время многие наставники старых школ нагинатадзюцу являются членами Федерации нагинатадо и пытаются преподавать одновременно и свои старые школы, и Атарасий нагината.

Однако японская молодежь не горит желанием изучать старинные рюха, которые кажутся старомодными и непригодными для соревнований. Поэтому за последние полстолетия немало школ нагинатадзюцу просто умерли. Только за последнюю четверть века утрачены Тёкугэн-рю, использовавшая массивную алебарду длиной в 210 см, некогда весьма жизненные и мощные Судзука-рю и Анадзава-рю. Прекрасную школу Хиго ко-рю, которую ныне возглавляет Кино Судзуэ, практикуют лишь несколько старушек в возрасте под 90 лет. Характерно, что одновременно они являются наставниками по Атарасий нагината, у каждой из них есть ученики Атарасий нагината, которые, однако, к Хиго ко-рю не проявляют ни малейшего интереса. Схожая ситуация в школе Мухэн-рю, где нагината и длинный шест бо используются взаимозаменяемо в одних и тех же ката: ее также игнорируют ученицы Атарасий нагината, которые занимаются у верховного мастера…

К счастью, сегодня некоторые молодые люди начинают сознавать опасность утраты ценного наследия в области боевых искусств, но если им не удастся переломить тенденцию, многие боевые искусства рискуют быть забытыми без следа…