Издревле использовалась для обучения и проверки уровня подготовки воинов, так как для того, чтобы управлять конем без помощи рук, быстро вытаскивать стрелы из колчана, натягивать лук, прицеливаться и поражать мишени со скачущего коня, требуется высочайшее мастерство наездника и стрелка.

Вероятно, еще в эпоху Хэйан ябусамэ превратилось в вид религиозной церемонии, а если верить легендарной традиции, то даже раньше. Так, предание гласит, что церемония ябусамэ была впервые проведена императором Киммэй (509-571) в святилище Уса Хатиман-гу, чтобы умолить бога Хатиман ниспослать мир и богатый урожай. Однако первое письменное упоминание о ябусамэ относится к 1096 г. — тогда эта церемония была проведена в присутствии экс-императора Сиракава.

Церемония ябусамэ проходит в 4 этапа. Сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелы в небо и в землю для установления вечного мира между ними. Затем стрелки по очереди на полном скаку выпускают стрелы по трем квадратным мишеням со стороной около 60 см, установленным в ряд на расстоянии около 46 м одна от другой и на удалении около 2 м от скаковой дорожки. Участники, поразившие все 3 мишени, допускаются к стрельбе по трем «бычьим глазам», изготовленным из глины в виде шариков диаметром около 9 см. После завершения стрельб мишени подносятся руководителю для осмотра. Стреляют стрелами со свистульками вместо наконечника, которые своим гудением должны отпугнуть злых духов. С той же целью на мишенях часто пишут иероглиф «они» — «чёрт». По тому, под каким углом стрела попала в мишень, предсказывают будущее.

Упражнение инуоумоно, что буквально означает «гонки за собаками», возникло в эпоху Камакура (1185-1333) и быстро завоевало популярность среди буси как своеобразный вид спорта. Оно представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конского манежа веревкой окружали круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделяли круг меньшего диаметра. Стрелки скакали вокруг внешнего круга и выпускали стрелы по собакам, которых помощники выпускали из центра малого круга. Мастерство стрелка оценивалось по тому месту, где падала собака, пораженная стрелой.

После падения Камакурского сёгуната воинский стиль бадзюцу вступил в период упадка. Тому были причины как объективные, так и субъективные. Что касается последних, то надо отметить негативное влияние хоть и краткосрочного, но все-таки перехода власти в стране в результате восстановления прямого императорского правления (1333-1336) в руки императора Годайго (правил 1318-1332, 1333-1339). Годайго, считавший инуоумоно чрезмерно жестокой забавой, вообще запретил его. А под влиянием вкусов далеких от войны аристократов в столице стал цениться чисто церемониальный стиль верховой езды, лишенный всякого боевого значения.

Что же касается объективных причин упадка военного стиля, то сначала бесконечные войны периода Намбокутё не оставляли самураям времени для тренировок, а потом, с конца XIV в., установившийся в центре относительно стабильный мир уже не способствовал возрождению упражнений в стрельбе из лука с коня в прежнем масштабе. В это время в упадок приходят касагакэ и ябусамэ, и только инуоумоно, возрожденное в 1342 г. при поддержке сегуна Асикага Такаудзи усилиями Огасавара Садамунэ, 7-го верховного мастера школы Огасавара-рю, оставалось популярным видом спорта буси — видимо, стрельба по собакам, по сути, род охоты, увлекала воинов больше иных игр, связанных со стрельбой с коня. Впрочем, в эпоху Сэнгоку (1467-1568) захирело и инуоумоно.

Нельзя не сказать и о пагубном влиянии войн на конский генофонд: в сражениях периода Намбокутё вместе с их хозяевами гибли лучшие представители конского рода. Причем потери были настолько ощутимыми, что историки бадзюцу всерьез говорят о снижении качества лошадей в первой половине эпохи Муромати. Только с установлением мира в конце XI-V в. дело пошло на поправку. Но, как знают все, кто знаком с историей Японии, мир тогда продолжался не так уж долго и нет-нет да прерывался смутами, которые в конце концов переросли в одну большую Смуту годов Онин-Буммэй (1467-1477), открывшую кровопролитнейший период Сэнгоку.

Официальной школой верховой езды сёгуната, видимо, с начала XIV в. являлась Огасавара-рю. По крайней мере, традиция этой школы утверждает, что Огасавара Масанага, 8-й патриарх, и его наследник, 9-й верховный мастер Нагамото, состояли на службе у сегуна Асикага Есимицу.

Однако уже в начале XV в. на первый план выдвигается школа Оцубо-рю, основанная Оцубо Есихидэ (Додзэн), учеником Масанага и Нагамото.

О мастере Оцубо, как и о созданной им школе бадзюцу, известно мало. Сообщают, что больше половины жизни он провел в скитаниях, прошел полный курс обучения по школе Огасавара-рю и служил потом сегуну Асикага Есимицу в качестве наставника по верховой езде, что, несмотря на иную фамилию, на деле был родным сыном Огасавара Нагамаса… К сожалению, обрывочные данные не дают ответа, чем же школа Оцубо-рю завоевала сердца тогдашних буси.

Первое, что приходит на ум, — что техника верховой езды самого Ёсихидэ была великолепна. Но, увы, никаких конкретных подтверждений этого в источниках нет. Остается только предполагать, что Оцубо-рю отвечала духу времени.

Важной причиной выхода на первые позиции Оцубо-рю была, видимо, и ее открытость практически для всех желающих изучать бадзюцу. Из источников известны имена по меньшей мере 19 выдающихся мастеров этой школы, учившихся у Оцубо Ёсихидэ и у второго патриарха Оцубо Нагаюки. Рядовых же учеников было значительно больше. И, разумеется, нельзя не сказать о покровительстве Оцубо-рю сегунов династии Асикага, многие из которых, начиная с Ёсимицу, учились верховой езде у наставников этой школы.

В процессе передачи Оцубо-рю из поколения в поколение развивалась теория верховой езды, шлифовались приемы, методика тренировок и выездки. Наконец, четвертый патриарх Оцубо Ёсихару сформулировал принципы духовного отношения (сэйсинтэки сисэй) наездника к коню, сделав еще один важный шаг в развитии бадзюцу.

Во второй половине XV в., в правление сегуна Асикага Ёсимаса, в столице расцвел так называемый «тренировочный стиль» верховой езды, само название которого недвусмысленно указывает на его сущность: «ниванори» — «езда по двору». Стиль ниванори представлял собой верховую езду в чистом виде, без сочетания со стрельбой из лука, по манежу. Поскольку он предназначался в первую очередь для демонстраций, акцент в его технике был сделан на красоте движений, которые были строжайше регламентированы вплоть до мельчайших деталей. В процессе формирования этого стиля происходила разработка ката — стандартных, шаблонных операций, которые должен был проделывать наездник от подхода к коню до спуска из седла.

С началом эпохи междоусобных войн Сэнгоку-дзидай возрождается боевой стиль верховой езды, в то время как тренировочный вместе с уже предельно ритуализованным ябусамэ уходят в тень. Самураи снова учатся стрелять из лука, а позднее и из мушкета и пистолета с коня, плавать вместе с ним через реки, преодолевать невысокие барьеры и т.д. В то время владение большим количеством первоклассных коней было важным условием победы в войне, так что многие князья прилагали усилия для увеличения конного парка. Но и потери кони, особенно с распространением огнестрельного оружия, несли немалые…

В то же время в среде столичных аристократов приобретают популярность скачки, которые по мест их проведения назывались «Камо курабэума» — «Состязания лошадей в Камо». Как правило, в курабэума принимали участие два всадника. Сначала стартовал один, а затем второй пускался за ним вдогонку. Если он перегонял «беглеца», то выигрывал заезд; если только догонял — добивался ничьей; если не догонял — объявлялся проигравшим. Иногда устраивались скачки с участием 10 всадников сразу. С приходом огнестрельного оружия в Японию в середине XVI в. тактика полевых сражений начала радикально изменяться. Важнейшей вехой в японской военной истории того времени явилась битва при Нагасино в 1575 г., когда 3000 мушкетеров разметали отборную конницу дома Такэда. С этого момента ударной силой армии окончательно стала пехота. Изменилась и конница. Теперь конные воины все чаще отказываются от луков и стрел и берут в руки огнестрельное оружие. Так, во время Летней осакской войны 1615 г. немало неприятностей отрядам Санада Юкимура доставил отряд конных мушкетеров Датэ Масамунэ.

С началом мирной эпохи Эдо боевой стиль верховой езды за ненадобностью вновь приходит в упадок. В разделенной на множество княжеств стране на основе более ранних быстро развиваются многочисленные школы бадзюцу, подавляющее большинство которых практикует тренировочный, оторванный от потребностей практики стиль верховой езды. Приемы ниванори становятся все педантичнее, разрабатываются новые, рассчитанные сугубо на эстетическое восприятие стили, например, хёсинори — «ритмичная езда», кое-где развивается вольтижировка (кёкунори). Дело дошло даже до того, что некоторые наездники стали подрезать коням бабки, чтобы сделать аллюр красивее. Бадзюцу ценится не столько за его практическую значимость, сколько за воспитательную ценность, как еще одно средство культивирования духа бусидо в самураях.

Боевой стиль верховой езды практикуют лишь в некоторых княжествах, где особо ревниво блюли боевые традиции. К нему можно отнести традицию инуоумоно княжества Сацума, ябусамэ княжества Кумамото. искусство стрельбы с коня княжества Сэндай, «гонки за дикими лошадьми» (номаои) княжества Накамура и др.

И все-таки положение в области воинского искусства верховой езды было удручающим. Настолько, что даже 8-й сёгун династии Токугава, Есимунэ (1716-1745), переполошился не на шутку. И было отчего. Когда вскоре после прихода к власти этот выходец из боковой ветви Токугава провел смотр сёгунской гвардии, оказалось, что горе-гвардейцы не могут даже толком держаться в седле, не говоря уже о галопе или форсировании водных препятствий.

Есимунэ многое сделал для возрождения боевого стиля верховой езды. Он заставлял гвардейцев охотиться верхом на оленей, предпринял попытку возродить ябусамэ. По его приказу церемония ябусамэ была устроена в 15-й день 3-го месяца 1728 г. перед святилищем Хатимангу в Такада-но баба в Эдо при молениях о даровании здоровья его наследнику Токугава Иэсигэ, который был болен оспой. Организовал Есимунэ и ввоз из Европы пород коней, распространенных в западном мире. Так в Японию попали первые арабские скакуны. Привезшие их голландцы познакомили японцев и с европейским стилем верховой езды, который, без сомнения, в большей или меньшей степени повлиял практически на все существовавшие на тот момент в Японии школы бадзюцу. Однако оскудевшая казна сёгуната заставила Есимунэ прекратить всю деятельность в этой сфере. После чего развитие верховой езды снова было пущено на самотек, и самураи снова стали забывать искусство стрельбы из лука с коня и иные важные для настоящего воина умения.