Без рубрики

Коллекционные мечи

Почему коллекционируют мечи императорской армии Японии, ведь традиционные самурайские — и более старые, и значительно привлекательнее?

 

Если не касаться разницы в ценах на образцы тех и других, ответ на этот вопрос следует искать в гипнотическом обаянии истории императорской экспансии — побед, кампаний, проведенных с убийственной жестокостью, поражений с чудовищными лишениями, приведших в конце концов к безоговорочной капитуляции. Мечи военных Второй мировой войны олицетворяют все это, плюс ко всему они знаменуют собой конец тысячелетней традиции боевого меча — меча как средства ведения боя и военных действий. 

Японцы верили, что американцы боятся атакующего меча, потому что такая смерть помешает им отправиться на небеса и они не смогут перевоплотиться, если их тела будут расчленены. Американцы, безусловно, осознавали опасность этого вида оружия, но совсем по другим причинам, указанным в книге «Японский солдат» (1943 г.), по которой был снят учебный фильм для армии Соединенных Штатов: 

«Японские офицеры до сих пор боготворят старомодный меч. Вы увидите, что они ведут войска, подавая сигналы мечом, совсем как в старых боевиках. Застрелите этих офицеров как можно скорее, потому что эти самые мечи могут рассечь человека от ключицы до поясницы одним чистым ударом. Кроме того, японские войска обычно теряют самообладание, когда их офицеры убиты, и быстро обращаются в бегство».

 Офицер носил меч в равной степени и как символ власти, и как оружие. Один из случаев его использования демонстрирует сообщение о соревновании между двумя лейтенантами Шестой Пехотной дивизии во время наступления на Нанкин, Китай. Впервые оно появилось в газете «Джэпен Эдвертайзер» 7 декабря 1937 г. подзаголовком «Зарубить сто китайцев на спор. Состязание младших лейтенантов вступает в последнюю стадию»: 

«Младший лейтенант Тосиаки Мукаи и младший лейтенант Такэси Нода, оба из части Катагири в Гуюне, в дружеском соревновании, кто из них первым в рукопашном бою зарубит мечом сто китайцев, прежде чем японские части полностью оккупируют Нанкин, приближаются к финалу почти плечом к плечу. На воскресенье (5 декабря)… счет, по сообщению газеты «Асахи», был следующим: младший лейтенант Мукаи — 89, а младший лейтенант Нода — 78. Подсчет далее был продолжен до 150, поскольку судьи не могли определить, кто из участников первым достиг сотни». 

В опубликованной впоследствии статье подпись под фотографией обоих офицеров с мечами информировала читателя, что Мукаи зарубил 106, а Нода -105 человек. Газета сообщала также, что клинок Мукаи в результате соревнования немного поврежден. Сам он объяснял это тем, что разрубал китайца пополам — от шлема до конца туловища. По его словам, состязание было «шуткой». Неизвестно, был ли счет окончательным или «гонку» продолжали до числа 150. 

После падения Нанкина началась оргия насилия, грабежей и убийств. В том числе — показательные обезглавливания, которые устраивали офицеры, владеющие мечом. Проводились испытания старых самурайских клинков, которые, однако, продемонстрировали, что ни один из них не в состоянии одним ударом расщепить человека от головы до паха. 

Существует множество документов, свидетельствующих о яростных нападениях японских офицеров с мечами на военнослужащих Союзной армии. Типичный пример приводится в музейной описи меча, захваченного гвардейскими драгунами Третьего полка карабинеров принца Уэльского. «Во время прохождения службы полка в Бирме в 1945 г. этот меч был взят эскадроном «А» после форсирования реки Иравади для поддержки Второй Британской дивизии. Во время боя японский офицер, вооруженный только этим мечом, взобрался в танк и нанес смертельные удары как капитану Карнаби, так и его стрелку прежде, чем сам был застрелен в рукопашной схватке внутри ганка младшим капралом Дженкинзом, награжденным впоследствии военной медалью». 

Офицер без меча был опозорен и терял «лицо». Лорд Маунтбеттен понимал это, поэтому приказывал офицерам и военнослужащим сержантского состава сдавать мечи в присутствии своих подчиненных. Такой же политики разоружения придерживались и в других зонах действия союзников. Именно благодаря этой акции тысячи японских мечей попали на Запад в качестве сувениров и трофеев.

Современные японцы не интересуются мечами военных, если только в них не вставлены клинки высокого художественного достоинства. Ввоз в Японию рядовых клинков, либо массового производства, либо подвергнутых закалке в масле, запрещен законом, и они расцениваются как «пережиток военных лет». 

 

Тем не менее оправа этих мечей без клинков может быть возвращена в страну. Японцы постоянно издают книги о своем участии во Второй мировой войне, таким образом, их интерес к этому периоду своей истории вполне очевиден. Поэтому человеку с Запада кажется странным то, что они не придают значения такому оружию даже спустя 50 лет после того, как оно побывало в бою. Однако необходимо принять во внимание тот факт, что послевоенная конституция Японии запрещает владение большинством видов оружия. 

Датирование образцов мечей сверено по японским изданиям, но даже они часто приводят различные данные. Например, японские источники датируют обычный тип син-гунто и 1934, и 1935, и 1937 гг. Таким образом, возникает необходимость ставить наиболее аргументированную и логически обоснованную дату введения того или иного образца, предваряя ее словами «около», «приблизительно», если нет оснований верить в то, что год указан точно. Японские справочники вообще не отличаются точностью и часто дают весьма туманные описания, чтобы ими можно было воспользоваться.

Считается нежелательным включать оценку образцов и не только потому, что она устаревает в течение 12 месяцев, а в первую очередь из-за колебаний стоимости изделий в разных странах. Вместо этого авторы предлагают шкалу распространенности, основанную на их собственном опыте в Великобритании. Образцы распределяются по следующим категориям. 

  • Общераспространенный, обычный — часто встречающийся.
  • Достаточно распространенный — часто встречающийся, но не в таком количестве, как «обычный». 
  • Довольно редкий — встречающийся от случая к случаю (даже если некоторые образцы в свое время существовали в большом количестве). 
  • Редкий — отмечено лишь небольшое число экземпляров.
  • Очень редкий — зафиксировано только один или два образца (во многих случаях это означает, что производство было ограничено). 

Дарственная надпись повышает рейтинг любого оружия по шкале распространенности. Если изделия соответствуют стандартам уставных образцов, то их категория при такой классификации устанавливается по оправе, а не по клинку, который, как в случаях с син-гунто, например, мог быть создан определенным мастером и в свою очередь оцениваегся в зависимости от качества работы, возраста и сохранности. Добавление букв, символов или знаков отличия родов войск на типичных образцах, по другим параметрам полностью соответствующих уставному стандарту (например, Северо-Китайская Объединенная Акционерная Транспортная компания, воздушнодесантная часть и тд.), может поднять разряд изделия по шкале распространенности. Ценность меча в равной степени зависит и от статуса офицера, званию которого соответствуют особенности оправы и определенная окраска темляка. 

Изучение мечей японских военных приводит к мысли о том, что, по всей вероятности, всегда найдется, по крайней мере, один экземпляр, который будет исключением из любого (предполагаемого) правила.