Без рубрики
Пара божеств-первопредков
ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ — 伊弊諾尊, 伊邪那岐命, 伊弊册尊, 伊邪那美命 — пара божеств-первопредков, брат и сестра, появившиеся между Небом и Землей в числе «семи первых поколений богов».
Согласно «Кодзики», небесные боги вручили им Небесное копье, они пошевелили им в морской пучине, и с копья скатилась капля, которая, затвердев, стала островом Оногоро, «самопоявившимся». Так начинается космогонический процесс «куниуми» («рождения страны»). Затем они на острове воздвигают Небесный столп, обходят вокруг него, и Идзанами, женское божество, говорит первой «Ах, какой прекрасный юноша!» У них рождается неудачное дитя-пиявка Хируко, от которого они избавляются, пуская его плыть по волнам в ладье. После чего обряд повторяется, но первым заговаривает Идзанаги: «Ах, какая прекрасная дева!», и тогда от пары ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ рождаются боги-острова и множество богов, связанных с разными стихиями, природными явлениями и элементами ландшафта.
От рождения божества огня Идзанами умирает и отправляется в Страну Мрака Ёмино куни. Идзанаги погребает ее в горе Хиба, на границе между страной Идзумо и страной Хахаки. После этого он отправляется за ней в Страну Мрака, но приходит поздно ― она уже вкусила пищи, приготовленной на очаге этой стоаны. Кроме того, он нарушает ее запрет не смотреть на нее и видит ее в образе трупа, в котором копошатся боги-громовики. Разгневанная Идзанами напускает на него фурий Страны мрака, он уЬегает и добирается до склона, разделяющего тот и этот миры, и, стоя по обе стороны границы, они поклялись: она ― что будет душить в день тысячу человек, он ― что будет строить в день полторы тысячи домов для рожениц. Затем он, оскверненный пребыванием в Стране мрака, совершает омовение на побережье Аваки на Кюсю, после чего из его глаз рождаются божества солнца, луны и ветра (Аматэрасу, Цукиёми и Сусаноо) и множество других богов. В «Нихон секи» дается ряд интересных вариантов «рождения страны» ― «два божества, заключив союз мужчмны и женщины, сначала породили острова-плаценту, решили они соединиться, но не знали, как это сделать. А тут как раз случились трясогузки, они подлетели и стали трясти головками и хвостиками.
Два божества, глядя на них, подражая им, узнали Путь соединения». Примечательно, что в основном корпусе повествования «Нихон сёки» сюжет о смерти Идзанами и ее уходе в Страну Мрака отсутствует (в приведенных затем версиях этот сюжет имеется). По мнению Мацумото Нобухиро, сюжет о браке демиургов ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ сходствует с фольклорными мотивами Юго-Восточной Азии, рождение ими островов, смерть Идзанами и ее уход в страну мертвых ― с полинезийскими сюжетами.
Некоторые считают цикл мифов об ИДЗАНАГИ и ИДЗАНАМИ записью легенд племени, жившего на острове Авадзи. Рождение от Идзанаги богини Аматэрасу как первопредка императорского рода многие считают более поздней вставкой. С точки зрения Кооноси Такамицу, миф об Изанаки-Изанами именно в «Нихон секи» впервые обретает конкретное оформление и даже впервые становится мифом 一 о сотворении земли посредством двух начал Инь-Ян, выраженных рождением сначала божеств мужского пола, затем становлением принципа Инь-Ян и появлением пары первопредков.