Без рубрики

Самурайское копье без самураев

После падения сёгуната, упразднения самурайского сословия, перевооружения армии и введения всеобщей воинской повинности, самурайское копье превратилось в никому ненужное оружие.

 

На некоторое время занятия копейным боем практически прекратились. Причем ситуация с содзюцу была гораздо хуже, чем ситуация с фехтованием мечом или дзюдзюцу: поскольку в искусстве боя самурайским копьем применялось чрезвычайно длинное оружие, неудобное для хранения в домашних условиях, оно было мало приспособлено для развития в качестве соревновательного спорта.

Однако такой период продолжался не столь долгое время. Уже с конца 1870-х гг. по мере распространения идеологии кокусуй, подчеркивавшей национальные особенности японцев и Японии, постепенно начала складываться благоприятная ситуация для возрождения воинских искусств. Наибольшей популярности добились дзюдзюцу и кэндо, но начал пробуждаться интерес и к содзюцу.

Большую роль в возрождении этого искусства сыграло создание в Киото Ассоциации воинской доблести Великой Японии — Дай Ниппон Бутокукай. Эта формально неправительственная организация действовала под патронажем императорского дома и имела огромный вес. Представительства Ассоциации имелись практически по всей стране, она ежегодно проводила масштабные демонстрации воинских искусств, вручала выдающимся мастерам «свидетельства утонченного мастерства». Благодаря этой деятельности разбросанные по стране наставники будзюцу смогли объединиться, начать координировать свои усилия. От этого, безусловно, выиграло движение будо в целом, в том числе и содзюцу.

Через несколько лет после возникновения Ассоциации Бутокукай в ней уже был представлен целый ряд школ боя суяри, камаяри, кагияри и кудаяри. Однако поскольку все эти школы поддерживались силами стариков, с уходом их из жизни одна из другой исчезали и сами школы. В результате ко времени роспуска Бутокукай в 1945 г. в этой организации сохраняли членство лишь Кан-рю из префектуры Айти и Сафу-ри-рю из префектуры Хиросима. На время ушла в тень, но к счастью сохранилась школа Фудэн-рю.

В то же время ряд школ не вошли в Бутокукай. Среди них следует назвать Катори синто-рю из префектуры Тиба и Манива нэн-рю из префектуры Гумма. Они также сохранились до наших дней благодаря усилиям местных жителей.

Особого упоминания заслуживает тот факт, что Ямадзато Таданори, мастер Ходзоин-рю Такада-ха, обучал этой школе в додзё Сайнэйкан при Министерстве двора (Кунайсё), а также передал ее ката учащимся отделения фехтования при Первой повышенной средней школе.

После окончания второй мировой войны сохранилось очень небольшое количество старинных школ содзюцу. Они представляют собой ценное культурное достояние, которое современные наставники стремятся передать молодому поколению в его исконном виде. Наиболее значимыми школами содзюцу, существующими в настоящее время, являются: в суяридзю-цу — Фудэн-рю; в камаяридзюцу — Ходзоин-рю Такада-ха; в кагияридзюцу — Сафури-рю; в кудаяридзюцу — Кан-рю. Следует упомянуть также Катори синто-рю и Манива нэн-рю, программы обучения которых также включают в себя искусство боя копьем.