Без рубрики

Западные влияния на исскуство Японии

Голландцы привезли в Японию гравюры с картин итальянских художников с видами Венеции и развалин Рима.

 

В XVIII в. несколько художников и писателей направились в Нагасаки, город, расположенный напротив острова Дэсима, где разместилась фактория голландцев — единственных европейцев, допущенных в Японию после запрета, введенного в 1638 г. на проживание в стране жителей иноземных государств. Голландцы образовали своего рода представительство западной культуры: они привезли в Японию труды Коперника, Амбруаза Паре, Дагера, а также гравюры с картин итальянских мастеров. Последние привлекли японцев своеобразной перспективой европейского рисунка, которая радикально изменила их видение мира. Это особенно проявилось в композиции пейзажа, традиционно отвечавшей философии дао.

Голландцы познакомили Японию с такими науками, как ботаника, анатомия и т. п. Трудно переоценить роль западной литературы в развитии японского искусства. В XVIII в. изящные гравюры сургтоно (квадратной формы) — иллюстрации к литературным произведениям, открытки с каллиграфическими надписями или тексты для чтения — выполнялись художниками и поэтами по заказу общественных учреждений. Натюрморт, являвшийся главным жанром суримоно, объединял мастерство художника и искусство мастера, изготовившего изображенный на гравюре предмет. Здесь проявился талант таких замечательных мастеров, как Сюнман, Эйси, Гакутэй или Хокусай.

Голландцы привезли в Японию гравюры с картин итальянских художников с видами Венеции и развалин Рима. Эти гравюры вдохновили Утагава Тоёхару (1735-1814). Так в японском искусстве впервые появились западные понятия пространства и линейной перспективы. С Запада пришли такие экзотические предметы, как стеклянная посуда.

Общественные заведения заказывали суримоно поэтам и художникам, а те выполняли заказ к тому или иному торжеству или делали поздравительные листы к Новому году. Золотые и серебряные блестки, нанесенные на квадраты плотной ворсистой бумаги, а также белый рельеф на белом фоне выгодно передавали при ярком освещении малейшие нюансы бумажной фактуры. Самыми искусными суримоно были натюрморты, сочетавшие в себе реализм и поэзию повседневности.