Основные достопримечательности:

Замок белой цапли (Сирасавидзё) — один из древнейших сохранившихся замков Японии. Свое название он получил за особую отточенность форм и элегантность, напоминающую прекрасную белоснежную птицу 3 одном из первых фильмов "бондианы", "Живешь только дважды", он предстал в виде секретной школы ниндзя, где ведутся разработки ракетного оружия. Акира Куросава снимал здесь такие шедевры, как "Тень воина" и "Ран".

Сады Kокоэн (Kokoen) — 9 небольших японских садов, заложенных в 199Z году Каждый из садов посвящен одной теме: сад с бамбуком, сад с цветами, сад с прудами и т. д. Храмовая гора Сёся (Shoshazan) и храм Энгёдзи (Engyoji) — храмовый комплекс на окраине города с приятной атмосферой и тысячелетней историей. Это 27-й из 33-х храмов вдоль паломнической тропы, проходящей через всю Японию и посвященных богине Каннон. От подножия горы к храму ведет канатная дорога. В 2003 году в храме снимали историческую картину "Последний самурай" с Томом Крузом в главной роли.

В Химедзи есть три главных достопримечательности, но лишь одну никак нельзя пропустить. Это — знаменитый замок, считающийся самым красивым замком Японии. Во времена феодальных войн у каждого правителя был свой замок. Однако несколько столетий мира, землетрясения, пожары и прочие бедствия оставили от большинства замков лишь руины. Многие из существующих ныне замков-музеев — лишь современные железобетонные копии, как, например, замок в Осаке. Замок Химэдзи — один из трех, сохранившихся в неприкосновенности, таким, каким он был построен почти 400 лет назад. К тому же это один из немногих замков, полностью построенных в японском стиле, без влияния китайской и западной архитектуры.

Много раз замок был близок к уничтожению. В 1873 году, когда замки уже были неактуальны и содержать их стало слишком дорого, его продали с аукциона за 23 йены (около $10 ООО в сегодняшних деньгах). Покупатель планировал распродавать черепицу с крыши, но, к счастью, процесс разборки замка оказался слишком дорогим, иначе в Японии было бы на одно произведение искусства меньше. Во время Второй мировой войны американская авиация бомбила замок дважды. Все постройки вокруг были уничтожены, но сам замок чудесным образом не пострадал. Даже зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на пол вехнего этажа, не взорвалась.

Добраться до замка просто — от железнодорожной станции пешком идти всего минут 10, вдоль широкой центральной улицы Отэмаэ-дори (Otemae-dori), уставленной любопытными скульптурами. В Японии часто можно встретить необычных бронзовых людей в причудливых позах — то бронзовая девочка скачет на одной ножке, то обнаженный бронзовый саксофонист в кепке самозабвенно играет на тротуаре. Замок открывается в 9:00. Мы подошли за пять минут до открытия и встали возле касс. Окружающие среагировали мгновенно — за нами тут же выстроилась длинная очередь из сотни японцев, которые до этого разрозненно бродили неподалеку. Европейских туристов видно не было. Экскурсий на английском тоже. Ну и ладно, экскурсия там особо не нужна, и так все понятно. На массивные европейские замки с толстыми крепостными стенами замок не похож совершенно. Белоснежный, семиэтажный, воздушный, как будто собирающийся взлететь, замок больше напоминает гигантскую пагоду, чем оборонное сооружение. За воздушность и цвет второе название замка — Сирасагидзё (Shirasagijo), «Замок белой цапли» (White Heron Castle). Но на оборонных качествах это не отразилось, они прекрасно сочетаются с чудесами архитектуры. Чтобы добраться от центрального входа до самого замка, захватчикам пришлось бы пройти по сложному, запутанному лабиринту. Я шел через многочисленные повороты ко входу и все пытался придумать, как его можно было бы захватить без современной артиллерии. Так и не придумал. Похоже, другие не придумали тоже — за 370 лет замок ни разу не пытались завоевать.

При входе в главное здание замка необходимо разуться, тут же выдают полиэтиленовые пакеты, в которые надо положить туфли и нести их с собой. Разуваться в Японии приходится очень часто, поэтому немаловажно иметь легко снимающуюся обувь, а любителям сандалий или женских туфелек — носки.

Внутри замка — множество закоулков, на которые стоит обратить внимание. Один из них — колодец Окику. Легенда гласит, что служанка Окику влюбилась в одного из самураев замка. Хозяин Окику, тоже самурай, принял участие в заговоре против своего господина. Девушка случайно подслушала его разговор и рассказала своему возлюбленному, провалив заговор. Хозяин служанки в отместку обвинил бедную девушку в утере одной из семейных драгоценностей господина (тарелки) — преступление, караемое смертью. Окику убили и тело бросили в колодец. С тех пор ночами в колодце можно услышать, как девушка плачет, считая тарелки. Говорят, что это легенда вдохновила автора на историю о Садако и колодце, положенной в основу книги и, впоследствии, фильма «Звонок». Недалеко от колодца расположен уютный дворик Харакири-мару (Harakiri-maru). Здесь самурай совершал сеппуку — ритуальное самоубийство, чтобы избежать позора или плена или просто по приказу своего господина. Если время позволяло, то самурай надевал белые одежды, ел последнюю еду, писал предсмертную поэму. Потом он вспарывал себе живот коротким мечом, а его секундант одним ударом отрубал ему голову. Во дворике есть все необходимое — чудесный вид, красивое дерево для создания настроения, колодец, где омывали отрубленные головы, смотровая платформа, на которой сидели зрители.

Одна из картин внутри замка сразу бросается в глаза. Это изображение Дарумы (Бодхид-хармы), работы известного мастера Сакаи. Дарума — индийский мудрец, основатель дзэн-буддизма в Японии и Китае, по преданию, однажды задремал во время медитации и, в наказание, отрезал себе веки. Поэтому на картинах и куклах он изображен с большими круглыми глазами. Он медитировал настолько усердно, что его руки и ноги атрофировались. Дарума послужил прототипом для традиционных японских кукол «дарума». Это куклы с полукруглым туловищем, без конечностей и с большими белыми глазами (или без глаз). Нужно загадать желание и поставить черную точку в середину правого глаза (или нарисовать правый глаз). Когда желание исполнится, нужно сделать то же самое с левым глазом.

С верхнего этажа замка открывается прекрасный вид на город — отличное место для фотосъемки. На осмотр замка вполне достаточно трех часов. Рядом, в десяти минутах ходьбы, еще одна достопримечательность города — японские сады Кокоэн. Сады сравнительно новые, созданные лишь в 1992 году. Это девять небольших садов, каждый посвящен какой-то одной теме — в одном растет бамбук, в другом — садовые цветы, в третьем — пруды с традиционными карпами и классическим японским мостиком. Обстановка очень уютная, камерная, но для полной гармонии не хватает простора. Зато для фотографа это настоящий рай. В садах на удивление мало народа, мы спокойно побродили там часа полтора, насладились японским мастерством и отправились на вокзал.

В Химэдзи есть еще одно место, которое описано в большинстве путеводителей. Это храмовая гора Сёся (Mount Shosha). На канатной дороге можно подняться на вершину горы, где стоит довольно симпатичный храм.