Без рубрики

Элитные войска самураев

Вторая, половина XVI в. — один из самых напряженных периодов в истории Японии, когда из хаоса сотен независимых княжеств, ведущих непрерывные войны, появилось централизованное государство.

 

История этого периода связана с именами «трех объединителей» Японии: Ода Нобунага, Хасиба Хидэё-сии, в особенности, Токугава Иэясу. Пройдя десятки сражений и кампаний, Токугава Иэясу завершил процесс объединения, начатый Ода Нобунага, и создал военное правительство сёгунат, просуществовавшее 265 лет — более чем любое другое правительство в истории Японии.

Ии Наомаса и создание "Красных демонов"

Акаони, или в переводе с японского, «Красные демоны» — одно из самых примечательных воинских соединений периодов Адзути-Момо-яма (1573-1603) и Эдо (1603-1868). Создание «Красных демонов» связано с именем Ии Наомаса, ближайшего и преданнейшего из вассалов Токугава Иэясу (1542-1616). Наомаса родился в 1561 г. в провинции Тотоми в семье самурая Ии Наотика. Ии Наотика служил дайме Имагава Ёсимото и погиб в вместе с ним в сражении при Окэхадзама в 1560 г. Ёсимото наследовал его сын, Удзид-занэ, оказавшийся в тяжелом положении — он был вынужден защищать сильно уменьшившиеся владения Имагава от набиравшего силу Токугава Иэясу на западе и влиятельного Такэда Сингэн на востоке. Опасаясь предательства своих соратников, в 1564 г. Удзидзанэ казнил всех родственников 3-х летнего Ии Наомаса. Мальчик выжил чудом и был воспитан своей тетей, буддийской монахиней. К 1570 г. Имагава Удзидзанэ потерял все свои владения и бежал в другую провинцию, и Ии Наомаса мог более не опасаться за свою жизнь. Приблизительно около 1575 г. он поступил на службу к Токугава Иэясу. К этому времени Иэясу сильно подорвал влияние Такэда Кацуёри, сына Такэда Сингэн, и стал прибирать к своим рукам бывшие владения Такэда.

Считается, что уже в 1576 г. Наомаса участвовал в сражении с войсками Такэда Кацуёри в провинции Оми и в том же году предотвратил попытку убийства Иэясу. В 1581 г. Наомаса принимал участие в осаде крепости Такэда Такатэндзин, и в 1582 г. он упоминается как один из участников последнего сражения с Такэда Кацуёри — битвы при Ториибата. К несчастью, в том же году Ода Нобунага, друг и патрон Токугава Иэясу, был атакован и убит своим бывшим полководцем Акэти Мицухидэ. За всеми бывшими союзниками Нобунага, включая Токугава Иэясу, была устроена охота. Иэясу был в то время в городе С акай и его путь в родную провинцию Микава лежал через центральные области, полные мятежников. Только везение и самообладание помогло Иэясу добраться до дома в безопасности. Полагают, что Наомаса сопровождал Иэясу в его опаснейшем путешествии через земли, наводненные солдатами Акэти Мицухидэ и повторно спас ему жизнь. И, наконец, в 1584 г. Ии Наомаса появляется в сражении при Комаки-Нагакутэ, причем не один, а во главе 3-х тысячного войска в красных доспехах, которое быстро прозвали Ии-но ака сонаэ — «Красный отряд Ии», а потом, оценив их храбрость в бою, ака-они — «Красными демонами». Таким образом, 1584 г. датировано первое упоминание об этом примечательном подразделении.

История создания «Красного отряда Ии» такова. В 1582 г. Токугава Иэясу овладел почти всеми землями Такэда. На службу к нему перешло множество бывших самураев Такэда, включая ближайших сподвижников великого Такэда Сингэн. В армии Такэда было два командира, имевших под началом самураев в красных доспехах. Обу Торамаса (1504-1561), как полагают, первым в истории Японии одел свой контингент в красное в середине 1550-х гг. После смерти Торамаса его младший брат Ямагата Масакагэ (1524-1575) снабдил первые шеренги своего отряда в 900 самураев красными доспехами. Оба отряда, однако, не получили такой известности как «Красные демоны», и вот почему. Красный цвет вовсе не являлся каким-то исключением на полях сражений Японии XVI в. Красные сасимоно (индивидуальные заспинные знамена) использовались такими родами как Ходзё, Уэсуги, Санада, Огасавара, Мори, Нацука, Вакидзаки. Известны красные доспехи, принадлежащие самураям и асигару Сакакиба-ра Ясумаса, Като Киёмаса, Мацуура Сигэнобу, Мацудайра Тадааки и другим даймё. Это неудивительно, поскольку красный цвет, цвет крови и огня, часто ассоциировался с войной и был популярен в среде профессиональных воинов во многих культурах. Новшество, которое внес Наомаса, было в том, что все детали снаряжения и обмундирования были у его солдат красными. Цвет по отношению к «Красным демонам» играл такую же идентификационную роль, которую играли гербы и знамена в других армиях средневековой Японии. И, конечно, нельзя недооценивать психологическую роль появления на поле боя тысяч солдат, одетых с головы до ног в красное. Недаром Ии Наомаса со своими «демонами» всегда был в первых рядах армии Токугава Иэясу.

Боевой путь «Красных демонов»

После смерти в 1582 г. Ода Нобунага три его полководца стали претендентами на место военного диктатора Японии. Это были Хасиба Хидэёси, Сибата Кацуиэ и Токугава Иэясу. Почти немедленно Кацуиэ и Хидэёси перешли к открытому противостоянию, пока осторожный Иэясу наблюдал, кто из них окажется сильнее. В 1583 г. Хидэёси разбил Кацуиэ в сражении при Сидзугадакэ и последний покончил самоубийством. В следующем году Иэясу тоже решил померяться силами с Хидэёси. Две армии встали друг напротив друга у деревни Ко-маки и стали окапываться, возводя земляные валы и частоколы. Никто не хотел начинать атаку первым. После довольно продолжительного стояния Хидэёси отрядил девятитысячный отряд под командованием Икэда Нобутэру и Мори Нагаёси для рейда в родную провинцию Иэясу Микава.

Иэясу, бдительно следивший за всеми передвижениями противника, ночью снял большую часть войска с позиций и отправил её вслед за самураями Икэда. Стычка произошла у деревни Нагакутэ. Войско Токугава насчитывало 9 тыс. чел., которые были разделены почти поровну между тремя командирами, одним из которых и был Ии Наомаса. Против 3 тыс. «демонов» выстроились 4000-е войско Икэда. Два сына Икэда Нобутэра повели своих солдат в атаку, однако, солдаты Ии Наомаса отбили ее аркебузным огнем. Нобутэру пришел на помощь сыновьям, но ни Мори, ни Иэясу пока не сделали ни одного выстрела. Мори Нагаёси ждал, когда Иэясу окажет поддержку своему левому крылу — тогда Мори смог бы атаковать его с фланга, но Иэясу трудно было обмануть. Он неожиданно повел все свои силы в атаку, разделив их на два отряда, и этот удар заставил дрогнуть самураев Мори Нагаёси. Нагаёси разъезжал взад и вперед перед рядами воинов, размахивая боевым веером. Он был весьма приметен в своей белой накидке, и один из «Красных демонов» тщательно прицелился и прострелил ему голову. В этот момент Ода Но-буо, союзник Иэясу, пошел в обход и атаковал армию Мори с фланга. Все войско Мори подалось назад, а Икэда упал на свой походный стул, поняв, что все пропало, и подбежавший самурай Иэясу взял его голову. К часу дня сражение закончилось. Хидэёси потерял 2500 чел., потери же Иэясу были несравненно меньше — всего около 600 воинов.

После храбрости и выдержки, проявленных в этом сражении, Ии Наомаса был повышен и стал одним из си-тэнно — «четырех императоров», как называли самых преданных вассалов Иэясу. Следующим этапом его карьеры стала осада Одавара в 1590 г. Одавара был родовым замком семьи Ходзё, безраздельно царившей в 8-ми восточных провинциях Японии, известных как Канто. Ходзё оставались последним крупным родом, отказавшимся подчиниться Хасиба Хидэёси. К этому времени Иэясу и Хидэёси снова стали союзниками и 3000 «Красных демонов» Наомаса приняли участие в осаде Одавара. Осада не была напряженной — самураи Хидэёси предавались театральным постановкам, пирам, чайной церемонии и общению с женщинами легкого поведения. Время от времени осаждающие перестреливались с осажденными. Токугава Иэясу, устав от безделья, попытался взорвать восточный участок стены, напротив которого располагался его лагерь, и завершить атаку штурмом. Когда заминированный участок стены рухнул, стоявшие напротив «демоны» кинулись в брешь, но после ожесточенной схватки с самураями Ходзё были отброшены. Этот случай никак не повлиял на победу, поскольку замок сдался много дней спустя из-за угрозы голода и вследствие дипломатических усилий Хидэёси. В том же году Токугава Иэясу со всеми вассалами и домочадцами был отправлен в бывшие владения Ходзё и обосновался в городе Эдо, будущей столице Японии. Наомаса получил замок Минова в провинции Кодзукэ с доходом 120 тыс. коку.5 Это было вызвано не только его военными заслугами — за Ии Наомаса ходатайствовал сам Хидэёси, поскольку тот был весьма галантен и учтив по отношению к матери Хидэёси, в то время когда она была заложницей у Иэясу.

В 1598 г. великий Хидэёси скончался, оставив после себя малолетнего наследника Хидэёри. Наконец у Иэясу появился шанс стать сегуном, военным диктатором и правителем всей страны. К 1600 г. практически все даймё разделились на два лагеря — сторонников Токугава Иэясу и сторонников Исида Мицу-нари, представлявшего интересы Хидэёри. После серии осад и мелких стычек два войска встретились у местечка Сэкигахара. Войско Иэясу (Восточная армия) составляло почти 89 тыс. чел., а войско Мицунари (Западная армия) — 82 тыс. чел. Контингент Ии в 3600 чел. в этом сражении должен был охранять ставку 20-летнего сына Иэясу, Мацудайра Тадаёси. Однако все пошло не так, как планировалось. Когда около 8 часов утра густой туман рассеялся, передовые отряды обеих армий обнаружили, что их разделяет всего около сотни метров. Несколько минут солдаты стояли, смотря друг на друга, пока 30 всадников Иэясу не ринулись на врага. Это был отряд «Красных демонов» с Ии Наомаса во главе.

Вступить первым в битву считалось очень почетным, поэтому другой полководец Иэясу, Фукусима Масанори, немедленно начал атаку. Один из его офицеров прокричал Наомаса, что право первым быть в бою принадлежит самураям Фукусима, на что Наомаса ответил, что он только инспектирует переднюю линию с наследником Иэясу. Несмотря на это, он не остановился, и, прорвав передние шеренги противника, оказался лицом к лицу с Симадзу Ёси-хиро и его 2250 воинами. За Наомаса следовали все его «демоны» и 6000 солдат Фукусима Масанори. Воины Симадзу отразили натиск достойно и не отступили ни шагу. Однако они не двинулись и вперед, когда первая волна «демонов» откатилась. Несмотря на мужество, проявленное с обеих сторон, исход сражения решило не оно. В разгаре битвы на сторону Токугава перешел один из командиров Мицунари, Кобаякава Хидэаки, с 15 тыс. солдат, и атаковал правый фланг Мицунари. Началась паника, и солдаты Западной армии побежали. Только воины Симадзу по-прежнему стояли, как Старая Гвардия при Ватерлоо. Оставшись всего с 80 самураями, Симадзу Ёсихиро стал пробивать себе дорогу с поля сражения. Ии Наомаса, однако, не собирался его отпускать. Он пустился в преследование, но был ранен арке-бузной пулей в плечо и упал с лошади. Наомаса пришлось отступить, за ним последовали его самураи, и это спасло отряд Симадзу. Вернувшись в ставку, Наомаса доложил Иэясу, что его сын вел себя весьма достойно. Взамен Иэясу поблагодарил Наомаса за службу и лично перебинтовал рану. В качестве награды Ии Наомаса получил замок Саваяма в провинции Оми с доходом 180 тыс. коку, ранее принадлежавший Исида Мицунари.

Через 18 месяцев после этой битвы Наомаса скончался. Его смерть считают связанной с тяжелым ранением, полученным при Сэкигахара. Наомаса наследовал его старший сын Ии Наокацу. Наокацу не отличался большим умом и способностями, однако, он построил на месте Саваяма новый замок, названный Хиконэ. Замок сохранился в первозданном виде до наших дней и является одной из жемчужин Японии. У Наомаса остался и другой сын, Наотака, получивший поместье в провинции Кодзукэ с доходом всего 1 тыс. коку. Молодому и талантливому Наотака хватило ума держаться в тени старшего брата, пока в 1614г. Наокацу не был лишен наследства за отказ выставить войско для участия в осаде Осакского замка. Замок в Осака, крупнейший замок того времени, оставался резиденцией наследника Хасиба Хидэёси — Тоё-томи Хидэёри. 22-летний Хидэёри оставался последним препятствием на пути Токугава Иэясу к абсолютной власти. Иэясу стал сегуном в 1603 г., но по завещанию Хидэёси власть над страной должна была быть передана его сыну Хидэёри по достижении зрелого возраста. Иэясу решил уничтожить единственного потенциального претендента и в декабре 1614 г. осадил Хидэёри в его замке. В составе армии Иэясу было 4000 «Красных демонов» под командованием 25-летнего Ии Наотака. Осада была малопродуктивной — протяженность внешних стен Осака составляла около 20 км, а внутри было построено еще два кольца обороны, в замке имелся запас продовольствия, достаточный на несколько лет, и обороной командовал один из самых опытнейших командиров того времени — Санада Юкимура. Юкимура построил перед главными воротами бастион, названный его именем — Санада-мару.

После нескольких мелких стычек в окрестностях замка 4 декабря 1614 г. армия Токугава пошла на штурм бастиона Санада. Кроме отряда Ии в штурме участвовали 12 тыс. чел. Маэда Тосицунэ, 10 тыс. чел. Мацудайра Таданао и несколько более мелких отрядов. Бастион обороняли 7000 воинов под общим командованием Санада Юкимура. Интересно, что самураи и асигару Санада Юкимура тоже носили красные доспехи и имели красные знамена, так что «Красным демонам» пришлось встретиться со своими «двойниками», если можно так выразится. Атака была отбита, и более войска Токугава не предпринимали попыток взять замок штурмом. На конец, после двухмесячной осады, было заключено перемирие.

Иэясу, однако, не собирался оставлять в живых Хидэёри. Летом 1615 г. он объявил, что последний нарушил условия перемирия, и собрал новую армию. К этому времени внешние укрепления Осакского замка были срыты, и Хидэёри решился вывести свою армию в открытое поле. У храма Тэннодзи состоялось самое грандиозное сражение за всю историю самураев. Войску Ии На-отакэ противостояли силы Кимура Сигэнари, одного из командующих обороной Осакского замка, состоявшие из 4700 воинов. В жестокой схватке «Красные демоны» сначала были оттеснены, но потом взяли реванш и голову Сигэнари, которая с гордостью была принесена Токугава Иэясу. В целом армия Хидэёри оборонялась героически, но перевес был на стороне Токугава. Разбив Хидэёри, его силы окружили замок, и Ии Наотака, назначенный ответственным за штурм, открыл огонь из всех орудий по главной башне. В объятом огнем замке Хидэёри и его мать Ёдогими покончили жизнь самоубийством. Более ничто не препятствовало абсолютной власти дома Токугава над Японией.

С установлением мира значение частных феодальных армий пошло на спад. В период Эдо войска Ии, уже лишенные своих ярких доспехов, занимались сопровождением главы клана в ставку сегуна и обратно в замок Хиконэ и поддерживали порядок во владениях Ии. Им, правда, представился случай побывать в бою в неспокойный период установления императорской власти (1867-1868), но уже будучи одетыми в униформу европейского типа и вооруженными винтовками Энфилда и Шассепо.

Формирование и организадия

В XVI в. японские армии формировались следующим образом — вассалы даймё выставляли определенное число воинов и нестроевых, исходя из их дохода. Каждый непосредственный вассал мог иметь своих собственных вассалов, которые также должны были выставить определенное количество людей. Один из миссионеров отмечал, что около 1590 г. на 1000 коку дохода даймё должен был выставить 2 всадников и 20 пеших солдат. Можно видеть, что в армии Ии Наомаса эта пропорция была выше — в 1600 г. при Сэ-кигахара он выставил 30 воинов на 1000 коку. Однако, его сын Ии Наотака в 1614 г. выставил ровно 22 чел. на 1000 коку дохода. Количество самураев, асигару и нестроевых строжайшим образом регламентировалось. К сожалению, у нас имеются подробные сведения о таком регламенте только от 1649 г. Согласно ему, вассал с доходом 300 коку должен был выставить кроме себя и коня 1 самурая и 6 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 конюха, 1 денщика, 2 носильщиков. Вассал с доходом 400 коку кроме себя приводил 2 самураев и 7 асигару: 1 копьеносца, 1 оруженосца, 1 знаменосца, 1 конюха, 1 денщика, 2 носильщиков и т.д.

Однако в случае с Ии Наомаса имеются достаточно подробные записи о составе его армии около 1600 г. Ниже приведен состав одного из самых крупных подразделений, составлявшего авангард «Красных демонов». Согласно фамильным записям семьи Ии, отряд под командованием Кимата Морикацу состоял из 800 чел., из которых 90 были ха-тамото («подзнаменными») Морикацу — его личными войсками, слугами и телохранителями. Ниже приведен список хатамото:

Кимата Тоса-но-ками Морикацу — 1;

личные самураи господина (кин-дзю) — 4;

личные асигару господина (томо) — 4;

носитель копья господина с крестообразным клинком (дзю-мондзи-яри) — 1;

носитель личного знамени господина — 1;

стремянной — 1;

Всего сопровождает Морикацу — 12 чел.

Конные самураи — 3;

каждого сопровождают 7 человек:

самураи — 4, носильщики снаряжения (асигару) — 2, стремянной — 1;

Всего — 24 чел.

Пешие самураи — 8.

Знаменосец и его помощник — 2.

Асигару: аркебузиры — 3, лучники — 2, копейщики -4;

Слуги и носильщики: носильщики фонарей (4 ящика) — 4;

маку (походные занавески — род палатки) и штандарт (1 большой ящик) — 2;

кухонные принадлежности (2 ящика) — 2;

носильщики (2 тюка) — 2; носильщики провианта (2 тюка) — 2;

заводной с лошадью — 1; фуражиры (3 тюка) — 3;

стремянные с запасными лошадьми — 2; ружейный порох (1 ящик) — 1;

плащи и др. для дождливой погоды (2 больших ящика) — 2;

доспехи самураев господина (2 больших ящика) — 4;

доспехи асигару господина (1 большой ящик) — 2; доспехи (1 большой ящик) — 2;

доспехи Кимата Морикацу (ящик) — 1;

носитель обуви (1 ящик) — 1;

аркебузы и принадлежности для них (1 большой ящик) — 2;

пули, порох и стрелы (1 большой ящик) — 2.

Всего — 90 чел.

Мы видим, что существенную часть хатамото составляли нестроевые. Можно, однако, предполагать, что оставшаяся часть войска Кимата Морикацу в 720 человек состояла преимущественно из самураев и асигару. Последние делились по родам оружия и состояли из арке-бузиров, лучников и копейщиков. Копейщики представляли большинство, лучники — меньшинство асигару. Независимо от того, какое количество самураев и асигару выставил каждый из вассалов, на поле боя они сводились в специализированные отряды. В авангарде обычно располагались аркебузиры и лучники. Они сводились в группы по 5 человек (4 аркебузира и 1 лучник) под командованием тэппо-когасира (старшины аркебузиров). Лучники должны были прикрывать аркебузиров во время перезарядки ружей. Далее стояли асигару-ко-пейщики. Обычно группой из 5-10 копейщиков командовал яри-ко-гасира (старшина копейщиков). Старшинами назначались наиболее опытные асигару. Более крупными отрядами асигару по 50-75 чел. командовали уже самураи в звании касира (в буквальном переводе «голова»). За рядами асигару стояли отряды самураев, пеших и конных, причем каждого конного самурая сопровождали, в зависимости от дохода, несколько слуг: конюх, денщик, оруженосец и т.д. В центре построения располагалась ставка даймё, окруженная хатамото, включая знаменосцев, часто довольно многочисленных. Позади войска располагались носильщики и другой вспомогательный персонал.

Доспехи и знаки отличия

В описываемый период в Японии преимущественно носили доспехи типа тосэй-гусоку («современный доспех»). Доспехи состояли из кирасы (до) с защитной юбочкой (гэссан), набедренников (хаидатэ), поножей (сунэатэ), наручей (котэ), наплечников (содэ) и шлема (кабуто), который мог снабжаться горловиной и, реже, защитной маской или полумаской. Полнота комплектации доспеха прежде всего зависела от дохода самурая — от полного доспеха из всех перечисленных элементов у глав клана Ии до шлема, кирасы и наручей и/или поножей у самых бедных самураев. Асигару обычно снабжались простой кирасой из передней и задней половин и иногда наручей и/или поножей. Доспех асигару называли окаси-гусоку — «ссуженные доспехи», поскольку они приобретали их не за свой счет, а получали от господина. Характерным отличием асигару служил их головной убор, дзингаса — различной формы коническая шляпа из кожи или тонкого листа железа (самураи в описываемый период в бою носили только шлемы). Однако некоторые асигару могли снабжаться самыми простыми шлемами, сделанными из трех пластин — дзунари-кабуто. Такие шлемы носили аркебузиры и лучники Ии Наотака, второго главы клана. Как уже было сказано, все доспехи самураев и асигару семьи Ии были красными. Красный цвет достигался добавлением в лак киновари. В зависимости от количества киновари цвет доспехов мог быть от ярко-алого до темного красно-коричневого. Сохранившиеся доспехи вождей клана Ии окрашены в основном в интенсивно-красный цвет, оттеняют который шнуры различного цвета — чаще всего синие и желтые. Тип кирасы, сделанной из крупных или мелких пластин, цвет шнуров, вид плетения на содэ и гэссан — все эти детали добавляли некоторое разнообразие в однородную красную массу солдат. Возможные варианты оттенков доспехов, цветов шнуров и видов плетения представлены в таблице на примере доспехов глав рода Ии в ХVI-ХIХ вв.

Окэгава-до — это доспех, где кираса сделана из горизонтальных или вертикальных железных полос, склепанных между собой. Могами-до — это доспех, где горизонтальные полосы не склепаны, а соединены между собой шнурами, обычно парными. Дангаэ-до — доспех, в котором горизонтальные полосы соединены шнурами, но плетение различное -попарное в верхней части и сплошное в нижней.

Войско Ии имело не только красные доспехи, но и красные знамена. Родовые записи семьи Ии, «Иикэ Гунпо», дают следующее описание геральдики «Красных демонов» около 1600 г. (средневековые японские меры длины даны в метрической системе):

  • Вещь: штандарт, 1,5 м в высоту и четыре ширины шелка [около 1,2 м] в ширину. На красном поле в центре золотой мон [герб] в виде иероглифа и [«колодец»]. Древко покрыто черным лаком.
  • Вещь: личное большое знамя в две ширины шелка, 3 м в высоту. На красном поле белая надпись «Ха-тиман дай босацу» [«Великий будда Хатиман»] высотой в 2,1 м. Древко покрыто черным лаком.
  • Вещь: малый штандарт — золотая мухоловка на черном лакированном древке.
  • Вещь: гонцы носят светло-синее хоро [плащ, натянутый в виде баллона на округлый каркас] с именем на нем, золотыми иероглифами. Кроме того, начиная с эры Кэйтё [1596] имя каждого было черным на золотом фоне [на деревянной табличке, закрепленной над хоро].
  • Вещь: юмигасира [командир лучников] и тэппогасира [командир аркебузиров] носят темно-красные хаори [безрукавки].
  • Вещь: моногасира [старшина] носит красное сасимоно по своему вкусу.
  • Вещь: конный самурай [носит знамя] 1,5 м в высоту, шириной в 2 ширины шелка. На красном фоне золотом выведено личное имя.
  • Вещь: личные знамена вассалов такие же, кроме того, что на красном фоне помещен белый камон [фамильный герб].
  • Вещь: вассалы других вассалов (байсин), если конные самураи, то носят такое же знамя, с тем отличием, что фамилия написана не золотыми, а белыми иероглифами. Остальные носят [на знамени] фамильный герб.
  • Вещь: навершие на шлем маэда-тэ — рога высотой в 0,9 м тэнцуки [буквально «ударяющие в небо»], у собственных вассалов господина золотые, у байсин — серебряные.

  • Вещь: заспинное знамя асигару коси-дзаси — три, каждое 1,5 м в высоту, у асигару господина красное без всяких знаков, у асигару вассалов — с белым фамильным гербом.
  • Вещь: все доспехи, сбруя, седла и стремена должны быть красными с тем исключением, что вассалы могут помещать [на них] золотой фамильный герб».


  • На расписной ширме «Сражение при Осака» Красные Демоны представлены во всей их красе. Они показаны атакующими войска Кимура Сигэнари в сражении при Тэннодзи. Самураи несут за спиной красные прямоугольные знамена с написанными золотыми иероглифами родовыми и личными именами. Фамилии написаны достаточно четко и часто их можно прочесть.
  • Sekigaharascreen.jpg