Без рубрики

Японская живопись

Нужно отметить, что в Японской живописи с конца VII до середины VIII в. наблюдаются те же два основных направления, что и в скульптуре: китайское (китаизированное) и более оригинальное и самобытное, японское.

 

ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ VII—VIII вв

Японская живопись в начале VII—VIII вв. в основном связана с религиозной тематикой. В живописи многих найденных свитков и других памятников истории появляются заимствованные из Китая не только техника, но и сам типаж, сюжет, композиция, цвет. Все это получило широкое распространение на японской почве и впоследствии оказывало существенное влияние на формирование японского стиля в живописи.

В конеце VII — первой половине VIII в. еще существовали и другие виды живописи, монументальной, так и декоративной: стенопись и живопись по лаку. Одним из самых интерестных и уникальных памятников древней японской живописи является стенопись Кондо в Хорюдзи. Это выдающийся образец монументального искусства Японии.

Вместе с тем в живописи Японии (кондо Хорюдзи) можно наблюдать и другие примеры и технические приемы, так же заимствованные с других континентов. Известно, что в работах художника Хотана начинает происходить замена пластического изображения плоскотным, т.е. сама техника оконтуривания пластического объема начинает вытесняться техникой передачи объема одним линейным контуром.

Нужно отметить, что в Японской живописи с конца VII до середины VIII в. наблюдаются те же два основных направления, что и в скульптуре: китайское (китаизированное) и более оригинальное и самобытное, японское. К первому случаю относится стенопись Кондо и живопись Сесоин, а ко второму вышивка из Тюгудзи (Дайдфйроп) и росписи Тамамуси. Японские художники медленно вырабатывают свой стиль письма, тем самым закладывая основы национального искусства.

Японская живопись IX—XI вв

В эти века искусство развилось так широко, что можно смело утверждать о начале японской национальной живописи в целом. Получив название — Яматоэ (живопись Ямато). Именно Ямато: японское наименование страны подчеркивает чисто японское происхождение этого искусства. Яматоэ — живопись Ямато — противопоставлялось караэ — живописи Китая. Яматоэ, это — разрисованные бёбу (ширмы), фусу-ма (перегородки), и все возможные принадлежности японского быта, строившегося так, что внутреннее помещение составляло одну единственную площадь, которую можно было в любой момент превратить в несколько независящих друг от друга отсеков, оградив отдельные участки ширмами или разделив их друг от друга съемными плотными бумажными перегородками. В домах богатых людей ширмы и перегородки всегда расписывались. Чаще всего — это был определенный пейзаж, но не всякий, а лишь только такой, в котором был свой особый пейзажный «сюжет», например цукинамиэ сикиэ (смена времен года), (движение луны по небосводу). В первом случае картины весны, лета, осени, зимы, все эти образы времен года передавали их символами, например: цветком вишни для весны, летящей птицей для лета, полной луной для осени, снегом для зимы, во втором давалось несколько картин с разным положением луны. Нередко в пейзажные картины вводился жанр из репертуара нэнтю-гёдзи (годового обихода) — обрядов, связанных с определенным сезоном, которых получалось двадцать четыре, или каким-либо одним днем. Например, цукими (любование луной) — поклонение полнолунию, ханами (любование цветами) — ритуальное, каким оно было в старые времена и т. д. Подобные жанровые сюжеты отлично вписывались в пейзажи, но в них также помещались и такие сюжеты, как, например, цуйна — изгнание злых духов или бед, такой обряд совершался при каждой смене сезона. В пейзаж легко вносилось например, изображение лошадей, отбираемых в дворцовую конюшню. Эта церемония входила в «годовой обиход». Именно такой скрытый динамизм времени, составляющий, в сущности, самый предмет изображения, и характерен для японской живописи этого периода.

Японская живопись XII-XIV вв

Моко сюрай эмаки — так называемый свиток картин, где изображаются подвиги главным образом Суэнага и его воинов. Так появилось на свет Эма-кимоно — на этот раз живописная транскрипция не определенного художественно-словесного произведения, а исторического спектакля, разыгранного самой историей. В следствии чего в дальнейшем, появились эмаки-моно, рисующие подвиги и второго облика героя воположную художественную цель имеют тинсо (живописные изображения буддийских деятелей), ого нисээ — или "портрет".

Убедительный свидетельством развития в эту пору портретной живописи служит тот факт, что героем эпохи был именно человек: войн и монах. При изучении портретной галереи XI—XIII веков можно увидеть что ее составляют изображения деятелей буддизма. Основной задачей портретного изображения было, показать, как борется в человеке его духовная природа с его материальной, а эта борьба сильнее всего проявляется в монахе. Но и борьба духовного начала в них выражается по-разному, портретное искусство отразило и это: изображенные на картине люди индивидуальны, каждый сам по себе, как он есть, но взятый, так сказать, изнутри.

Японская живопись XV-XVI вв

Главным предметом искусства этого периода так же остается человек. Но теперь духовный поиск состоял в познании «истинной природы будды», то есть высшего бытия. Но такие поиски происходили, не где-то в «том мире», а совсем рядом, в «этом мире». На падшей и грязной земле, и не вне человека, а внутри самого человеке. Если рассматривать Дзэн как религию, то эта религия бога в человеке.

Именно такое умонастроение захватило художников и стало проявиляться в искусстве того времени. Художники, перестали изображать будд и как один стали изображать людей. Но каких именно? Роль героев досталась тем, кто учил познанию, кто сам достиг познания, то есть наиболее уважаемых и почитаемых деятелей своего учения. В дзэнских храмах, естественно, как и прежде оставались изображения Амитаба и Каннон и всяких других персонажей буддийского пантеона, но это всего лишь дань уважения традиции, установленному порядку, новое же, что появилось в этих храмах и что занимало первое место, были так называемые — Тинсо (портреты людей) — живописные и скульптурные.

Портреты были лишь одним из видов искусства живописи того периода. Другим видом искусства — Суйбо-куга (дословный перивод — картины водой и тушью, так как тушь разводилась в воде) или Иначе—сумиэ (картины тушью). Их писали на очень плотной бумаге или как вариант на шелке.

Так же в тот период в Японии появилась монохромпая живопись в конце XIII века и была заимствована из Китая, в основном дзэнскими монахами. Ее расцвет в Японии приходится на XV—XVI века, когда работали великие мастера, такие как: Дзёсэцу (1393—1427), Сюбун (середина XV в.), Сэссю (1420—1506).

На картинах изображалась природа — растения, птицы, пейзажи с горами и реками, животные — и вписанные в пейзаж и взятые отдельно, люди — как отдельная единица так и как элементы сюжета, нередко выраженного в виде чисто жанровой ситуации. Однако эти картины, в большенстве своем — известную часть, следует воспринимать с философской точки зрения.