Небольшой город Окадзаки с населением чуть более 200 тысяч жителей находится в восточной части префектуры Аити в 40 км от Нагоя и 20 км от берега Тихого океана.
Окадзаки — бывшая столица княжества Микава. Именно отсюда происходит знаменитый род Токугава, который завершил объединение страны и правил ею более двух с половиной веков. А еще Окадзаки родина «хаттё мисо», одной из разновидностей соевой пасты, без которой не может жить ни один японец, и, наконец, родина знаменитых каменных мастерских квартала Камисасаки. История этих мест теряется в глубине веков. В 1957 г. археолог Исикава Кадзуми у реки Усигава обнаружил верхнюю поясную кость палеолитического человека мезозойского периода (150-10 тыс. лет назад). От неолита (10 000-300 лет до н.э.) до нас дошли раковинные кучи (древняя свалка, совмещенная с кладбищем). В двух таких кучах недалеко от Окадзаки (в Икавадзу и в Ёсиго) были найдены останки более 500 человек.
К началу I в. до н.э. на эту землю пришел металл. Здесь находят огромные бронзовые колокола «дотаку», один из которых хранится в буддийском храме Ходзодзи. Недалеко отсюда археологи нашли и самую большую в Японии могилу периода Яёй (300 г.до.н.э. — 300 г.н.э.) — размером 34 на 24 метра. Эта область вошла в состав формирующегося государства Ямато, получив название «Микава» — «Три реки».
Находясь в шести днях пути от древних столиц Нара и Киото, Микава долгое время оставалась в стороне от бурных событий японской истории. Сохранившихся памятников до XV в. немного. От начала VIII в. в Окадзаки сохранились руины древнего буддийского монастыря. Другой ранний памятник — синтоистское святилище в честь бога Хатимана, основанное, по преданию, в 1196 г. (до нас дошли лишь строения XVI в.).
К концу XII в. Микава находилась во владении дома Минамото, а с установлением в 1192 г. Камакурского сёгуната была отдана в управление Адатино Моринага. Род Адати, управлявший Микава, по женской линии состоял в родстве с самими Ходзё, регентами, управлявшими с 1203 г. страной вместо сегунов Минамото. Адатино Кагэмори (ум. в 1248) был видным полководцем, немало способствовавшим укреплению дома Ходзё: в 1247 г. он разгромил и уничтожил клан Миура, значительно расширив владения Ходзё. Его внуки, Ходзё-но Цунэтоки и Ходзё-но То-киёри, были регентами (в 1242-1246 и в 1246-1256 гг. соответственно).
К первой трети XIV в. Микава перешла к роду Асикага и к их родственникам Синда, которые имели общего предка — Минамотоно Ёсикуни. В 1333 г. Асикагано Такаудзи уничтожил Камакурский сёгунат и регентство дома Ходзё. В 1338 г. он был провозглашен сегуном, основав сёгунат Муромати (1338-1573). В эту эпоху Микава оказывается тесно связанной с семьей уже следующей династии сегунов Японии -Токугава.
Этому сопутствовали следующие обстоятельства. Ещё в эпоху Камакура жил некто Токугава Сиро Ёсиаки, происходивший из рода Синда из провинции Кодзукэ (ныне преф. Ибараки). Его правнук Сабуро Тикаудзи принял временные монашеские обеты и, получив имя Токуами, скитался по стране, пока не добрался до Микава. Здесь в селе Мацудайра (в 16 км к северо-востоку от нынешнего города Окадзаки) он познакомился со старостой Мацудайра Таро Саэмон и стал его зятем, приняв имя Мацудайра Тикаудзи. Именно он и считается основателем рода Мацудайра-Токугава. Было это в начале XV в. Сын Тикаудзи успешно воевал с соседями и расширил свои владения по обоим берегам речки Яхагигава. От третьего Мацудайра, Нобумицу, дошел до нас основанный в 1451 г. будийский храм богини милосердия Каннон. Сейчас он называется Нобумицу мёдзи. В ограде храма сохранились могилы трех первых Мацудайра. В другом храме города Окадзаки сохранился свиток с портретом Нобумицу. Примерно в это же время правитель Микава Нисиго Дандзё Саэмон Цугуёри в 1455 г. приказал воздвигнуть за рекой Яхагигава крепость Окадзаки. Крепость располагалась в непосредственной близости от владений Мацудайра. В 1493 г. отряды Мацудайра Тикатада, сына Нобумицу, перейдя Яхагигава, вошли в Окадзаки. Мацудайра вышел победителем в битве, но потерял 2000 воинов. По преданию, их души постоянно являлись Тикатада и плакали по ночам до тех пор, пока для их умиротворения он не воздвиг могильный холм (названный «Холм тысячи воинов») и храм Сайкодзи. В 1609 г., после того, как Токугава начали править Японией, они установили на Холме тысячи воинов памятный обелиск.
Сын и внук Тикатада ничем особенным себя не прославили, а вот правнук, Киёясу, заложил основы процветания рода Мацудайра-Токугава. Он родился в 1511 г. в крепости Андзё (ныне город Андзё, находящийся совсем рядом с Окадзаки), бывшей тогда цитаделью рода Мацудайра. Ему еще не было и 13 лет, когда в 1523 г. он стал главой клана. Это было время княжеских междоусобиц. В 1524 г. Киёясу, разгромив Ниси-го Дандзё Саэмон Нобудзанэ (правнука основателя Окадзаки, Цугиёри), завоевал Окадзаки и перенес туда свою резиденцию. Так город Окадзаки стал цитаделью рода Токугава. Весной 1529 г. Мацудайра подчинил себе всю провинцию Микава, а уже осенью он бросил 7000 конников в соседнюю провинцию Овари (ныне район Нагоя). В декабре 1535 г., в разгар войны с властителем Овари Ода Нобухидэ, Киёясу был предательски убит. В 1562 г. Токугава Иэясу, внук Киёясу, воздвиг поминальный храм в его честь, где были захоронены останки Киёясу и его младшей сестры. В Окадзаки Киёясу построил два буддийских храма и синтоистское святилище, которые сохранились до наших дней.
Новым хозяином замка Окадзаки стал сын Киёясу, Мацудайра Хиротада. Хиротада было только десять лет, когда он стал во главе клана Мацудайра. Чтобы укрепить положение клана, в 1541 г. он сочетался браком с дочерью владельца замка Кария Мидзуно Тадамаса, четырнадцатилетней О-Дай. Через год в замке Окадзаки у них родился сын, будущий правитель Японии Токугава Иэясу, получивший детское имя Такэтиё.
На протяжении всего периода Эдо (1603-1868) Окадзаки считался прародиной предков сегуна. Там строились храмы, ставились стелы, разбивались сады. В городе больше сорока буддийских и синтоистских храмов. Сам замок Окадзаки, в котором родился Иэясу, был разрушен и восстановлен только в 1959 г., став центром парка-музея. В период Эдо Окадзаки стал одной из станций на тракте Токайдо, связывавшем императорскую столицу Киото с резиденцией сегуна Эдо. В 1868 г. княжество Микава было ликвидировано. В 1875 г. была создана префектура Нуката, административным центром которой стал Окадзаки. Однако вскоре Окадзаки лишился положения главного города префектуры. В 1888 г. из 76 префектур были образованы 46, сохраняющихся до сих пор. Именно тогда была создана префектура Аити, в которую были объединены бывшие префектуры Нуката и Нагоя. Административным центром новой префектуры стал город Нагоя. Окадзаки стал терять своё значение. Это стало особенно заметно в 60-х годах XX в. с введением в строй скоростной железной дороги («синкансэн»). Она прошла через соседний город Тоёхаси, родину Тоётоми Хидэёси. Не только Нагоя, но и другие города префектуры превзошли Окадзаки своими размерами и промышленным потенциалом. Тоёхаси — крупный порт, Итиномия — город спутник Нагоя, Тоёта — один из крупнейших в Японии центров автомобилестроения. Сейчас Окадзаки — небольшой город-музей, центр традиционных производств.
Одним из таких производств, составляющих гордость Окадзаки, стали камнетесные мастерские. Они появились ещё в середине XV в., когда Нисиго Цугуёри начал строить город и ему понадобились каменных дел мастера. Они были привезены из провинции Идзуми (ныне преф. Осака). Камнетесы сначала возводили стены и башни замка, затем стены и укрепления Нижнего города. В числе их изделий были также погребальные стелы и украшения для садов. Квартал, где концентрировались мастера, получил название «Сэкиятё» — «Квартал камнетесных мастерских». Сейчас он занимает площадь свыше 110 000 кв. м в северо-восточной части города, недалеко от реки Яхагигава. Долгое время в мастерских Окадзаки полностью сохранялся ручной труд. И только с конца 20-х годов XX в. началась частичная механизация.
Однако, несмотря на общеяпонскую промышленную революцию, квартал Сэкиятё по-прежнему состоит из небольших мастерских и таких же небольших садов при частных домах, заполненных выставленными напоказ изделиями. В типичной мастерской трудятся несколько наемных рабочих. Основную и наиболее квалифицированную работу делает сам хозяин, бережно сохраняющий традиционные формы искусства. Не случайно, что в 1979 г. Министерство промышленности и торговли присвоило изделиям камнетесов Окадзаки имя «продукция традиционных промыслов». Что же представляет собой продукция каменотесных мастерских? Это, прежде всего, предметы садового и храмового искусства. Особенно много производится каменных фонарей. Обычно они устанавливаются в синтоистских и буддийских храмах, являясь одной из основных разновидностей пожертвований донаторов храма. Обязательная часть любого фонаря — камера с боковыми отверстиями для лампады. Такие фонари могут иметь тысячи разнообразных модификаций, зависящих от воли мастера.
Для традиционного японского сада «цукияма» (то есть сада живых растений с искусственными озером и горой) изготовляются и другие предметы: мостики через искусственные ручейки, небольшие каменные «колодцы» («мидзубати») для омовения рук. Кроме того, все камни, которые украшают сад — тоже дело рук каменотесов. Особенно много их в так называемом «саду камней», где отсутствует растительность. Такой тип сада в большом почете у камнетесов — он признается ими квинтэссенцией философии камня. Храм тоже нельзя себе представить без изделий камнетесов. Помимо упомянутых фонарей, из камня делаются статуи будд, божеств, духов, ворота, изгороди, фигурки львов, черепах, лисиц и других животных, украшающие храмовый двор.
И, наконец, каменных дел мастера провожают в последний путь и сохраняют память о человеке в нашем быстротечном мире. Они занимаются изготовлением надгробий и памятных стел. Различного вида надгробия составляют основную часть продукции каменотесных мастерских. Надгробия делают на любой вкус: и строгие стелы, и пагоды, обрамленные фонарями, и надгробия с небольшим каменным садиком и даже могильный камень посреди озера. Особенностью мастерских Окадзаки стало изготовление надгробных камней с эмблемой рода Токугава, ставшей символом города. В Окадзаки создается все, что требует создавать из камня традиция. Да и сами мастера славятся приверженностью традиционным нормам жизни. Здесь любят старинные песни, чисто японскую кухню — мяса или хлеба едят по-прежнему мало. Предприятия переходят от отца к сыну, невесту которому часто выбирают родители.
Однако новые веяния начали проникать и в Окадзаки. Молодежь интересуется иностранной культурой, а поскольку хозяева мастерских, как правило, — весьма состоятельные люди, то молодое поколение имеет возможность повидать мир. Проникают новшества и в искусство. У некоторых мастеров, хотя и очень редко, появляются фигурки в европейском стиле, нетрадиционные орнаменты. Тем не менее, город каменных мастеров по-прежнему глубоко традиционен. Как бы ни менялась сама Япония, Камисасаки остается неизменным. И снова как и пятьсот лет назад, каждое утро над кварталом поднимается каменная пыль…