Здесь будет уместно кратко остановиться на одном из направлений буддизма, которое отводит созерцанию особое место в своем учении. Это так называемый дзэн-буддизм, часто называемый в современной литературе просто дзэн или зэн.

Основателем этого направления, ставшего за последние десятилетия предметом широкого интереса в США и в Западной Европе, считается индийский монах Бодхидхарма, якобы прибывший около 470 г. н. э. в Китай и основавший там свою особую «эзотерическую», т. е. предназначенную лишь для узкого круга «посвященных», школу буддизма. Эта школа получила название чань-буддизма. «Чань» (японское — «цзэн») является модификацией термина, передающего в китайском и японском языках распространенное в буддизме санскритское слово «дхьяна» — «созерцание». В европейской литературе принята японская форма «zen-buddhism».

Согласно легенде, основатель дзэна — Бодхидхарма провел девять лет в полном безмолвии, созерцая стену своего монастыря, в результате чего «дух его стал твердым, как эта стена». Практически это новое направление, ставшее одним из важнейших в махаяне, получило свое развитие значительно позже, когда в XII в. проникло через Корею в Японию, где широко распространилось, оказав значительное влияние на японскую духовную культуру.

Основное в дзэн-буддизме — отрицание значения для спасения всякой теории и соответственно авторитета канонической литературы.

Последователи этого направления считают, что спасение возможно лишь путем сознания идентичности относительного и абсолютного, что в каждом индивидуальном сознании заложена в конечном счете сущность просветления, сущность Будды. Надо только ее открыть, а для этого необходимо «смотреть внутрь» и не обращать внимания на внешнее. Акцент делается на «внутреннюю интуицию», которая сильнее, чем все логические рассуждения. Содержание дзэн-буддизма сводится к формуле «созерцай самого себя, и ты получишь просветление, равное Будде». Все человеческие существа по своей натуре — будды. Практика созерцания и есть путь к достижению полного просветления, освобождения от всех иллюзий.

Характерно, что эти рассуждения легли в основу обоснования особенности сознания самураев, которые добивались «стабилизации» этого сознания, т. е. лишали его всех естественных для человека чувств ради культивирования в нем жестокости, решительности, концентрации внимания лишь на том, что необходимо воину. Ниже мы попытаемся показать, чем дзэн-буддизм привлекает к себе внимание некоторой части молодежи и интеллигенции в современных капиталистических странах, что ищут в нем представители буржуазного общества, рекламируя дзэн как единственно верную и истинную религию.

Основные положения учения буддизма наглядно свидетельствуют о том, что приписывать ему (даже в ранних его формах) черты «свободной от религии» философии, «чистой морали» и т. д. нет никаких оснований. В буддийском анализе мира имеются элементы диалектики, утверждается причинная зависимость всех жизненных явлений. Но, сводя эти элементы к обоснованию религиозных взглядов, используя понятие о причинной зависимости для утверждения путей мистического выхода из «мира иллюзий», буддизм значительно обесценивает эти частицы правильного отражения жизненных процессов. Достигнутое разумом тонет в море мистики, слепой веры в «иллюзорность бытия».