Во-первых, женщина — непосредственная причина воспроизведения жизни, полной страданий. Она олицетворяет сансару, является ближайшим помощником и соратником божества смерти Мары.

Мало того, что сама она не может спастись — для этого женщина сначала должна переродиться мужчиной,— но она мешает спасаться мужчинам, привязывая их крепкими узами страстей к себе, к этой жизни.

По учению раннего буддизма, не разорвав семейных связей, спастись невозможно, а женщина и дети— это как раз то, что не дает большинству мужчин сил разорвать данные связи. В раннем буддизме спасение возможно было лишь в результате ухода из семьи, монашества Пример в этом отношении показал сам Будда.

«Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, пусть даже самое малое,— поучает Дхаммапа да, — до тех пор его ум на привязи, подобно теленку, сосущему молоко у матери».

Махаяна, обещая спасение и тем, кто не стал монахом, естественно, не могла требовать от каждого буддиста безбрачия. Однако в ламаистскую литературу вошли все ранние буддийские произведения, отрицательно относящиеся к женщине.

В этих произведениях женщина предстает хитрой интриганкой, развратницей и обманщицей. Если же в буддийской литературе и встречаются отдельные попытки создания положительного образа женщины, то в этом случае речь идет о монахинях, отрекшихся от мира отшельницах. Вообще же в канонической литературе факт допущения женщин в монашескую общину рассматривается как ошибка Будды, поддавшегося на уговоры своего любимого ученика Ананды. Не случайно некоторые идеологи буддизма заявляют, что пролитые женщинами над телом Будды слезы «осквернили» его.

Отрицательное отношение буддизма к женщине, с одной стороны, отразило действительное ее положение в обществе, а с другой, способствовало экономическому и духовному закабалению женщины в странах Азии.