Вероятно, высокое положение Саруто в иерархии общегосударственного пантеона объясняется великой магической силой, которая ему приписана в мифах, и его ролью посредника между Небесными и Земными богами.
САРУТА — ХИКО — 猿田毘古大神 — Бог Небесного Перекрестья Путей, впоследствии стал предком божеств дорог и их перекрестий, досодзин.
Первый элемент имени сарута ― название поля в области Исэ, что свидетельствует о его почитании в данной местности. Бог имел облик обезьяны, что подтверждается его описанием в «Кодзики» и «Нихон сёки»: длинный нос, красные рот и зад.
Яркое его описание обнаруживается в «Когосюи»: «Есть один бог на Небесном перекрестке восьми дорог длина носа его 一 7 ата, спина ― длиной 7 сяку, рот и зад ярко блестят. Глаза словно зеркала в 8 ата …. ни один из 80 мириад божеств не мог на него смотреть …» Мифический брак с Амэно удзумэ, видимо, демонстрирует «союз» двух мифологических комплексов, представленный в ритуалах «единого комплекса» участием их общего потомка ― женщин рода Сарумэ, занимавшихся своего рода шаманизмом. Они служили медиумами и исполняли комические танцы во время синтоистских церемоний.
Вероятно, высокое положение Саруто в иерархии общегосударственного пантеона объясняется великой магической силой, которая ему приписана в мифах, и его ролью посредника между Небесными и Земными богами. В этом описании его облика сильно подчеркиваются блеск, красный цвет, глаза, как зеркала, ― что свидетельствует о присутствии магической силы и связи с Солнцем. Мацумаэ Такэси полагает, что до того как Аматэрасу стали почитать как богиню-предка императорского рода в Исэ, там были расположены святилище божеств Солнца и Саруто был одним из них. Юаса Ясуо, проанализировав передвижения Саруто, считает, что это было звездное божество, связанное со звездой Антарес, визуальная величина которой изменчива. Этим он объясняет и блеск, и красный цвет, и страх, связанный с данным культом. Однако оба исследователя подчеркивают, что исходно Саруто был локальным божеством рыбаков побережья Исэ.