Существуют различные варианты произношения его названия, такие, как дзюдзюцу, дзюдзицу и джиу-джитсу. Все они получили широкое распространение. Наиболее правильным с точки зрения транслитерации с японского является название дзюдзюцу. Слово дзю означает податливость, гибкость или умение уступить дорогу. Слово дзюцу означает способ, или искусство, более боевую направленность, в противоположность термину до, означающему «путь», направленность, больше ориентированную на духовное развитие. Таким образом, термин дзюдзюцу мы переводим как «боевое искусство податливости», или, более развернуто, «умение быть податливым, не проигрывая и не сдаваясь».

Широко распространенное мнение, что дзюдзюцу переводится как «мягкое искусство», неверно, поскольку многие техники этого стиля отнюдь не отличаются мягкостью, хотя для их выполнения и требуется обманчиво малое усилие. Сила является важным фактором во многих техниках, однако всякое ее приложение должно соответствовать принципу сэйрёку-дзэн-ё: наиболее эффективного использования энергии. Мастер дзюдзюцу Исо Матаэмон так описывал этот принцип дзю-дзюцу:

Использование силы в дзюдзюцу совершенно необходимо, однако лишь в том случае, когда сила используется адекватно ситуации, она соответствует принципу дзю. Другой аспект использования силы также находится в сознании. С самого начала занятий тренирующийся должен всегда избегать привычки полагаться на физическую силу, поскольку эта привычка является препятствием на пути к правильному освоению техники. После того как тренирующийся наработает правильную технику, ему, напротив, абсолютно необходимо научиться применять силу, чтобы эффективно справляться с противником. Именно в этом и заключается «гибкость» и податливость» дзюдзюцу.

Дзю-дзюцу может применяться как для защиты, так и для нападения, что также расходится с общепринятым мнением. Хотя основным акцентом философии боевых искусств обычно является сдерживание противника, также признается, что атака, или «взятие инициативы в свои руки», иногда может оказаться приемлемым способом действий, и дзюдзюцу прекрасно подходит и для таких ситуаций.

ИСТОРИЯ ДЗЮДЗЮЦУ

В целом, историю Японии можно подразделить на следующие восемь периодов:

• Древний, до 650 года н. э.

• Эпоха Нара, с 650 по 793 год.

• Эпоха Хэйан, с 794 по 1191 год.

• Эпоха Камакура, с 1192 по 1336 год.

• Эпоха Мурома, или Асикага, с 1337 по 1563 год.

• Эпоха Адзути, или Момояма, с 1564 по 1602 год.

• Эпоха Эдо, или Токутава, с 1603 по 1867 год.

• Современная эпоха, или Мэйдзи, с 1868 года и по настоящее время.

Первые упоминания о похожих на дзюдзюцу тактиках боя относятся к Древнему периоду. В летописи Кодзики есть запись о поединке борцов Но-мино-Сукунэ и Тадзима-но-Кэхая, в котором первый провел удар ногой, убив своего соперника. Этот поединок, датированный 23 г. до н. э., обычно относят к сумаи, боевому варианту борьбы сумо, на базе которого позднее развились несколько систем боя без оружия, среди которых было и дзюдо.

В эпоху Нара сумаи и сумо получили поддержку со стороны императоров. Они продолжали развиваться и в эпоху Хэйан, объединившись с искусствами боя с оружием, такими, как лук, копье и меч. Атэми, техники нанесения ударов по уязвимым точкам тела, практиковались в ближнем бою с применением рукояток оружия для удара. С течением времени эти техники стали составной частью тех стилей, которые позднее получили название дзюдзюцу. Дзюдзюцу школы Дайто-рю, или Айкидзюдзюцу, сформировавшееся в конце этого периода, в наше время стало основой для айкидо. В эпоху Камакура представители воинского сословия (буси, или самураи) ввели в практику дзюдзюцу элементы борьбы в партере (на земле), в настоящее время ставшие неотъемлемой частью дзюдзюцу. Эти техники использовались в тех случаях, когда основное оружие было потеряно, и представляли собой ближний бой, с возможностью применения неосновного оружия (короткого меча или кинжала). Техника ёрои-куми-ути, например, подразумевала ведение борьбы с противником, одетым в полные доспехи. Хотя данные техники и разрабатывались для ведения боя в доспехах и с применением оружия, заложенные в них базовые принципы позволили с легкостью адаптировать их для ведения боя без оружия и доспехов.

Школа Тэнсин Седан Катори Синто Рю была основана в начале XV века в период Муромати и в настоящее время является старейшей боевой системой Японии, оказавшей значительное влияние на развитие всех остальных школ. В ее состав входит система борьбы, называемая явара-гэ («миротворец»), подразумевающая как работу с кодати (малым мечом), так и работу без оружия. Миямото Мусаси, великий японский фехтовальщик, изучал техники явара-гэ, благодаря чему приобрел великолепные навыки какуси-дзюцу, владения малоразмерным скрытным оружием. Другая боевая система, Мусо Дзикидэн Рю, включающая в себя более сотни техник боя в доспехах с оружием и без него под общим названием явара-ги («мягкость»), также оказала большое влияние на формирование того, что мы сегодня называем дзюдзюцу.