Боевое каратэ — это система формирования личности воина (бойца) как многолетний процесс, в основе которого лежит работа, направленная на физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.

Сегодня под одноимённым названием развиваются независимо друг от друга три направления деятельности — физкультурное, спортивное, боевое, что говорит о широких прикладных возможностях каратэ.

Боевое направление в каратэ может стать весьма эффективным средством ведения рукопашного боя при правильном логическом оформлении программы обучения.

Физкультурно-спортивное направление в каратэ — это уникальное средство физического воспитания, но не более того.

В современном каратэ отсутствует научно-методическая база, что привело к плюрализму взглядов на это явление, огромному количеству стилей и направлений, а также к появлению профессионально необразованных «специалистов». Каратэ едино. Стиль — это разновидность выполнения одного и того же.

Стиль — это не обособленное единоборство, а метод педагогического воздействия. Ката не являются абсолютным критерием оценки мастерства в каратэ. Ката, как и кихон, имеют значение на этапах начальной подготовки, как средство формирования двигательных навыков и как средство индивидуальной подготовки на более поздних периодах.

Смешанно-групповой метод обучения сдерживает рост мастерства у наиболее способных учеников. Искусство боя передаётся только индивидуально. Современное каратэ — это форма физкультурио-спортивпой деятельности, а не воинское дело. Совершенствование в каратэ есть логическое продолжение процесса воспитания.

Гармоничное развитие личности в каратэ — это процесс совокупного воспитания физических, интеллектуальных и нравственных качеств человека.

Многолетняя деятельность в каратэ — это процесс постепенного перевоплощения подростка в мастера-наставника.

Программа и методика обучения для тех, кто начал заниматься каратэ в старшем возрасте, и для подростков существенно отличаются.

Школьный период обучения характеризуется крайней догматичностью, которая выражается в неукоснительном выполнении требований программы. Следующий период является периодом углублённой специализации, рационализации и варьирования процесса подготовки.

Завершающий период — это период самостоятельного выбора и перестройки характера движений с целью более рационального использования физических возможностей.

Педагогические принципы отражают объективные закономерности воспитания мастера боевых искусств. В основе педагогических принципов воспитания в каратэ должна лежать философская концепция о трёхсоставности человека (физическая, интеллектуальная и духовная составляющие) как единого целого.

Стремление к идеалу порождает энергию, способствующую достижению вершин мастерства.

Воспитание физически здорового, нравственно чистого и интеллектуально развитого человека — вот первостепенная задача боевого искусства.

Мастера каратэ невозможно воспитать за короткий срок. Можно лишь научить выполнять некоторые приёмы.

Нельзя путать понятия «мастер боевого искусства каратэ» и «мастер спорта по каратэ». Эти понятия из разных сфер жизни.

В каратэ без ясной цели воспитательный процесс превращается из движения вперёд в топтание на месте в рамках одних и тех же форм.

Степень развития мастерства в каратэ во многом зависит от состояния интеллекта человека.

Прежде чем обучать приёмам боя, необходимо создать психофизическую основу.

В каждом конкретном случае преподаватель каратэ должен стремиться к воспитанию «неповторимой индивидуальности».

Здоровье воспитанников зависит от правильного организационно-методического обеспечения занятий и соревнований.

Программа и методика обучения должны быть понятными и научно обоснованными.

Общая физическая подготовка направлена на укрепление организма в целом, а специальная физическая подготовка — на формирование физических качеств в русле специализации.

Техника каратэ — это те приёмы, которые находят применение в реальном бою.

Спортивный поединок — это одна из форм учебного поединка.

Реальный поединок — это поединок без ограничения состава действий и способов воздействия на противника.

Практика кобудо не имеет никакого отношения к современному каратэ.

Соревнования — это не самоцель, а часть процесса обучения.

Задача экзамена не только в том, чтобы определить уровень воспитанника, но ещё и в том, чтобы выявить недостатки в воспитательной деятельности.

Воспитание индивидуальной мотивации — это одна из важнейших задач этапа начальной подготовки.

Главное, что отличает реальный и спортивный поединки, — это их конечная цель.