Дзинно Сётоки 神皇正統記 — «История правильной преемственности божественных императоров»
Исторический трактат. Автор Китабата-кэ Тикафуса (1293-1354). Написан в 1339 для молодого государя Гомураками (1339—68), вступившего на трон после смерти Годайго (1318-39) в возрасте 12 лет. Это. вероятно, предопределило структуру сочинения и его язык. Текст написан простыми фразами, азбукой кана с небольшим количеством иероглифов, употребляемых, в основном, для обозначения буддийских терминов и имён собственных. В 1343 г. автором была сделана новая редакция сочинения. В Дзинно Сётоки были объединены идеи двух более ранних сочинений Китабатакэ Тикафуса — «Гэнгэнсю» (1338) и «Секугэнсё» (1340). Первое — изложение основных положений системы верований святилища Исэ (Исэ дзинту). Второе — подробное описание административной структуры управления двора до первой половины эпохи Камакура.
«Дзинно Сётоки» занимает особое место в корпусе синтоистской литературы, поскольку традиционно считается историей Японии, написанной в чисто синтоистском ключе. Однако соединение синтоистских, буддийских, конфуцианских представлений и идей делает ее одним из ярких свидетельств мироощущения и миропонимания образованного японца XIV в. «Дзинно Сётоки» представляет собой сложный и многогранный рассказ о возникновении мира, человека, страны, который, в конечном счете, направлен на объяснение такого важнейшего для любого средневекового общества вопроса, как наследования верховной власти.
Трактат состоит из трех частей. Структурно выдержан в традиции национальных историй (см. «Риккокуси»). Первая часть включает повествоваание о сотворении мира, происхождении и истории названия страны. Подчёркивается уникальность Японии, как «божественной страны» (см. Синкоку), в которой существует «правильная преемственность власти от богов земным государям». Далее следует рассказ об эпохе богов, что отличает «Дзинно Сётоки» от большинства исторических сочинений эпохи, что, по мнению известного исследователя П. Вэрли, является не только стремлением подчеркнуть божественное происхождение страны, но и отражает развитие синто в XIV в. — появление таких его новых направлений, как Исэ синто. Юнцу синто, влияние которых прослеживается в произведениях Китабатакэ Тикафуса.
Во второй части. «Эпохе богов», последовательность рассказа нарушается введением нескольких вариантов одного сюжета, чаще всего взятых из Когосюи» и «Нихон секи». Однако, в отличие от этих памятников, в «Дзинно Сётоки» указывается источник, откуда взят тот или иной вариант мифа. Автор не сводит «сюжетные разночтения» в единую версию, вероятно, сознательно демонстрируя множественность источников национальной истории.
Основополагающей задачей Китабатакэ Тикафуса было стремление показать преемственность наследования власти божественных государей — в чем он видел уникальность Японии в сравнении с другими странами (Китай, Индия). В «Эпохе богов» автор определяет преемственность управления (от Небесных богов к первым земным императорам) и указывает пять последовательных ступеней правления: Небесные божества; Небесный Предок (Масая-Акацукацу-но Хая-Хиамэ-но Оси-хомими-но микото); Небесный Внук (Амацу-Хи-кохикохо-Ниниги-но микото; Хикохоходэми-но микото; Хнконаги-Сатакэ-Угаяфуки-Аэдзу-но микото — см. Ниниги-но микото). Далее автор последовательно представляет описания 96 государей (от первоимператора Дзимму до Гомураками). Первая часть завершается описанием 29-го государя Сэнка (535—39). Вторая часть начинается описанием 30-го государя Киммэй (539—71) и завершается описанием 73-го государя Хорикава (1086-1171). Третья, заключительная часть включает описания от 74-го государя Тобу (1107-23) до 96-го — Гомураками.
В описании правлений императоров главное внимание уделено не историческим событиям, а «правильности» линии наследования, если есть «нарушения», автор объясняет его причины. Одним из главных «доказательств» является «возвращение к правильному наследованию», как в обосновании о переходе власти после смерти государя Бурэцу (498- 506) к Кэйтай (507-531). так и от государыни Сётоку (764 — 770) к Конин (770 — 781), знаменующие возврат к «правильной преемственности». Для подтверждения древности и незыблемости японской правящей династии Китабатакэ широко использует «параллели» с китайскими династийнымн историями, факты из истории буддизма и конфуцианства.
В трактате сформулирован закон последовательности, преемственности наследования императорской власти, состоящий из хицугино кэйтай («наследование солнцу») и сёкэй («преемственность»), достигаемых вследствие таких категорий, как «гуманное правление», «добродетель», «дурные дела», «безнравственность», «тайное благодеяние», «ряд добрых дел», «награда потомкам за поступки предков» и т.п. Китабатакэ Тикафуса создал новую правовую концепцию легитимности власти, когда определяющей силой является не столько воля богов, сколько представление о законном и незаконном, добродетельном и безнравственном. Именно это положение оказало влияние на историков конфуцианского толка период Эдо (школа Митогаку, Араи Хакусэки, Рай Санъё).
Большое внимание в трактате уделено развитию на японских островах синто, буддизма, конфуцианства.
Китабатакэ Тикафуса подробно рассматривает генеалогию рода Фудзивара. подчёркивая особые достоинства его представителей, главным образом, на поприще служения государству, в сравнении с остальными аристократическими родами. Сам являясь потомком рода Мураками Гэндзи, Китабатакэ рассказывает о происхождении имени рода и характеризует представителей Минамото, получивших высший государственный ранг «великого министра» (дайдзин).
Нельзя не согласиться с ведущим исследователем памятника Кэндзи Агацуна. отмечающим многоплановый характер сочинения Китабатакэ Тикафуса. Он пишет, что можно рассматривать «Дзинно Сётоки» как синтоистское сочинение, однако хронологическое изложение исторических фактов позволяет рассматривать его и как историческое сочинение. Простое и ясное объяснение явлений и фактов позволяет рассматривать его как сочинение по истории просвещения; выраженная политическая позиция автора (сторонника Южного Двора) позволяет видеть в нём политическое сочинение: можно увидеть и апологетику императорской власти, и философию истории политики.
Сохранилось около двух десятков рукописных списков последнего варианта 1343 г. и многочисленные ксилографы. Самый авторитетный список, считающийся «национальным сокровищем», датируется началом периода Муромати и хранится в святилище Сираямахимэ дзиндзя.