Это главная педагогическая задача, что очевидно и не требует доказательств.
Возраст воспитанников в группах начальной подготовки в основном чуть больше или чуть меньше 12 лет. В этом возрасте ещё не сформирована личная мотивация, и многие приходят в каратэ под влиянием родителей, друзей и других обстоятельств. В этот период излишняя требовательность и жёсткость, стремление форсировать результаты подготовки любой ценой, а именно подобные методы воспитания «самурайского духа» пропагандируются повсеместно, могут оттолкнуть подростка, ещё не окрепшего ни физически, ни психологически. В первую очередь нужно сформировать индивидуальную мотивацию, исходя из психофизических особенностей воспитайника, а затем добиться стремления к регулярному посещению занятий. Только после этого можно повышать требовательность в достижении результатов но физической и специальной подготовке.
Воспитание общей физической подготовленности и специальных двигательных навыков.
Решение этих задач достигается с помощью комплекса мероприятий, которые па данном этапе носят общеоздоровительный характер с элементами специализации. Например, в целях воспитания общей физической подготовленности используются общеразвивающие упражнения на месте и в движении, подвижные игры, подвижные игры с элементами борьбы в захвате, упражнения на формирование общей координации и гибкости, изучение приёмов самостраховки при падениях. Специальные двигательные навыки формируются с помощью упражнений соответствующих этапу начальной подготовки. С помощью этих упражнений формируются навыки выполнения специальных стоек и положений тела, движений, составляющих суть ударов и защит, различных способов захватов, передвижений, принципов выведения противника из равновесия и принципов сохранения устойчивости.
Воспитание первоначальных навыков ведения поединка.
Решение этой задачи связано с тем, чтобы научить воспитанника использовать в учебном поединке специальные двигательные навыки. Каждый из таких навыков лежит в основе действий, из которых и состоят простейшие приёмы боя, например:
1. Уходы и уклоны от ударов.
2. Выполнение защитных действий руками.
3. Передвижения в боевой стойке.
4. Выполнение ударов руками и ногами.
5. Борьба за захват туловища.
6. Борьба за захват туловища, сваливание и удержание соперника в положении лёжа.
Суть же методики заключается в выполнении формализованных упражнений, сложность которых повышается в процессе обучения от этапа к этапу.
Этап совершенствования характеризуется более требовательным отношением к воспитанникам в вопросах достижения результатов, с одной стороны, и осознанным отношением к занятиям со стороны самих воспитанников — с другой. Связано это с увеличением объёма физической нагрузки и существенным расширением фонда двигательных навыков, что, естественно, потребует от воспитанников максимальной собранности и настойчивости. Из ряда задач данного этапа, каждая из которых по-своему важна, здесь следует выделить те, которые представляются важными в плане совершенствования в русле специализации. Это совершенствование навыков, полученных на предыдущем этапе обучения, формирование специальных физических качеств и двигательных навыков, формирование навыков ведения спортивного поединка.
Совершенствование навыков, полученных на предыдущем этапе.
Эта задача решается путём систематического повторения технико-образующих действий, базовых и формальных упражнений, учебных поединков предыдущего этапа, но с иным качественным содержанием. Например, технико-образующие действия таких приёмов, как удары и защиты руками, удары ногами, передвижения в боевой стойке, выведение противника из равновесия, выполняются не только с учётом соблюдения траектории и характера движения, но и с постепенным наполнением этих движений физическими качествами, смысловым изменением темпо-ритмических характеристик. То же касается базовых и формальных упражнений, а также и учебных поединков.
Формирование специальных физических качеств и двигательных навыков.
Если говорить о специальных двигательных навыках, то на этапе совершенствования формируются навыки выполнения действий, лежащих в основе очень эффективных приёмов, которые называются броски и болевые приёмы на руки. Программа периода обучения предусматривает изучение таких бросков, как передняя и задняя подножки, передняя, задняя и боковая подсечки, зацепы снаружи и изнутри. Среди болевых приёмов на руки выделяются рычаги наружу и внутрь, узел наверху, загиб за спину. В вопросах физической подготовки происходит чёткое разделение на общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает самостоятельные занятия, в которые включаются оздоровительный бег и плавание, функциональная гимнастика, соблюдение здорового образа жизни, личная гигиена. Специальная физическая подготовка характеризуется системным подходом к формированию координации, гибкости, силы, быстроты и выносливости в русле специализации. Кроме этого, выполняются базовые и формальные упражнения повышенной сложности.
Формирование навыков ведения спортивного поединка.
Под спортивным поединком здесь следует понимать учебный поединок, который проводится в рамках квалификационных соревнований, в режиме импровизированного поединка, но по определённым правилам и с целью решения конкретных педагогических задач. Подготовка к таким соревнованиям проводится посредством отработки специальных упражнений и доведения выполнения этих упражнений до уровня устойчивого навыка.
Этап перспективного профилирования — очень важный этап не только периода обучения, но и всего многолетнего цикла. На этом этапе формируются качества, характеризующие мастера боевого искусства, создаётся интеллектуально-нравственная и физическая основа для роста мастерства уже па другом качественном уровне. Существенно расширяется тематическая структура программы обучения, особое внимание уделяется основополагающим принципам ведения реального поединка, приобретается инструкторский опыт и опыт судейства соревнований. Основные задачи данного этапа — это совершенствование навыков, полученных на предыдущих этапах подготовки, повышение уровня наиболее важных сторон физической подготовленности в русле специализации, ознакомление с принципами реального поединка.
Повышение уровня физической подготовленности.
На данном этапе на первый план выходит целенаправленная работа над скоростно-силовыми качествами и быстротой сложной двигательной реакции в русле специализации. Для формирования скоростно-силовых качеств используются специальные упражнения с непредельными отягощениями и упражнения «ударного» типа. При этом для каждой группы однотипных движений, характерных для конкретного вида единоборства, разрабатываются специальные упражнения. Можно использовать и типовые упражнения, но в ущерб эффективности. Сложная двигательная реакция — это сочетание реакции на движущийся объект с вызываемой ею реакцией выбора. С целью совершенствования этих качеств используют специальную гимнастику для глаз, упражнения для концентрации внимания, воспитывают способность использовать «скрытую информацию», способность к вариативным действиям. Целесообразно использование методов саморегуляции, способствующих снятию психической напряжённости.
Введение в реальный поединок.
Основные характеристики, которые отличают учебный или спортивный поединок от реального поединка, — это дистанция между соперниками, на которой они выполняют действия, это динамические свойства действий, возможности в выборе средств ведения поединка и его конечная цель. На данном этапе даются представления и формируются первоначальные навыки ведения реального поединка. Достигается это с помощью выполнения условно-реальных поединков в различных темповых и силовых режимах. Смысл таких поединков заключается в выполнении обусловленных действий, в том числе и с различными видами оружия, но с максимально возможными скоростно-силовыми характеристиками и на реальной дистанции. По мере совершенствования навыков реального боя степень обусловленности снижается, однако это ведёт к повышению возможности травматизма. На этом этапе обучения реальному бою необходимо использование специального защитного снаряжения н специальной методики.