Несколько мастеров высшего класса, судя по всему, были освобождены от воинской повинности. Им позволили работать, используя традиционную водяную закалку клинков, сделанных из стали домашнего производства (тамахаганэ), которую они получали из железистого песка или руды в собственных плавильнях (татара). 

Содержание углерода в тамахаганэ неоднородно, поэтому слоистая структура металла, проявляющаяся в виде волокон и зерен на поверхности, видна даже после 15-кратного складывания и проковки полосы (т.е. 32 768 слоев). Этого невозможно добиться, используя фабричную заготовку с однородным содержанием углерода, когда слоистость не замегна уже после шести-девяти таких операций. Иногда встречающиеся на клинках «сунагаси» также являются следствием углеродистой неоднородности и не получаются при использовании фабричной стали. 

Клинки такого класса — настоящие гэндайто, истинные Нихонто (Ниппонто), т.е. японские мечи. Однако, по мнению некоторых экспертов, они все-таки худшего качества, чем мечи периодов Кото и Синто. Такие клинки продавались частным образом и создавались по специальным заказам, к ним относились с большим почтением. Принято считать, что на них не ставили никаких инспекционных или приемочных штампов, даже если заказ исходил из военных организаций или если их продавали по армейским каналам. Тамахаганэ гэндайто в равной степени рассматривались и как произведения искусства, и как оружие, поэтому стоили они очень дорого. 

Лицензионное изготовление мечей в строгом соответствии со всеми традиционными правилами разрешили возродить только в 1953 г. Кузнецы до начала самостоятельной работы проходят полный курс ученичества и служат подмастерьем у наставника. Численность таких современных традиционных мечей строго ограничена законом о производстве. Один оружейник в год имеет право полностью отделать не более 24 мечей независимо от типа (т.е. танто, катана или тати). Качество изделий превосходное. Такие клинки очень дороги и в некоторых случаях «ждут покупателя» до сем и лет.