В Японии выбор учителя искусства полировки меча является решающим фактором.
Для полировщика мечей важнее всего понять, какого типа и качества меч он собирается полировать, и такое понимание приходит только с опытом, полученным, в том числе, из наблюдения за работой своего учителя и старших учеников. Вполне естественно, что лучшие мечи вручались для полировки самым искусным полировщикам, например, большинство прекрасных мечей, владельцем которых был сегун. Над ними работали полировщики школы Хон-ами, причем некоторые [клинки] были отполированы в давние времена такими мастерами, как Кия и Такэя. Следовательно, тому, кто желает стать первоклассным полировщиком, следует практиковаться исключительно в таких мастерских, где работают только с лучшими мечами. Очень рискованно, если полировщик, не имеющий опыта обращения с высококачественными мечами, берется отполировать такую дорогую вещь, так как он может повредить ее. Я думаю, что выражение «повреждение меча при полировке» будет правильно понято как коллекционерами, так и, конечно же, полировщиками. Многие даже не могут представить, каким может быть повреждение при полировке. Можно только сказать, что те, кто понимает это, уже имеет некоторые знания о природе меча. Вообще говоря, для того чтобы избежать неприятностей, полировщики школы Хон-ами придерживаются консервативных способов и передают свои традиции из поколения в поколение.
Мы знаем, сколько мечей сохранилось за тысячу лет их существования. Мы очень осторожны в выборе новых материалов: даже если они кажутся вполне пригодными, мы категорически отказываемся их использовать, если существует хоть малейшее опасение, что они могут повредить меч. Я знаю, что некоторые известные полировщики прошлого использовали в своей работе химические реактивы, добиваясь тем самым эффектного результата, но вскоре становилось ясно, что эти вещества нанесли вред мечам. Коллекционеры иногда предпринимают очень рискованные действия с целью удалить на мече ржавчину и увидеть его хамон и дзи-хада. Очень бы хотелось, чтобы они не совершали при этом непоправимых ошибок.
Как ни самонадеянно это звучит, но в Японии каждый знает, что выбор учителя искусства полировки меча является решающим фактором. Полировщик низкой квалификации никогда не воспитает первоклассного мастера, а у самоучки вообще нет никаких шансов стать таковым. Но вместе с тем учеба у первоклассного полировщика не является гарантией того, что его ученик в будущем сам станет первоклассным мастером. По этой причине существует очень ограниченное число первоклассных полировщиков (по этой теории не все полировщики школы Хон-ами — первоклассные мастера своего дела). Говорят, что я полировщик, который превзошел науку и знает теорию (кстати, консервативные полировщики ненавидят все это), так как я окончил университет и знаю английский язык. Но из своего опыта я знаю, что никакие науки и теории не могут воспитать первоклассного полировщика. Только труд, терпение и опыт в сочетании с некоторой долей таланта являются качествами, необходимыми для развития мастерства. Я знаю многих, кто учился, но не смог стать мастером из-за отсутствия хотя бы одного из этих качеств. Полировка мечей — это очень сложное дело, которое нельзя полностью объяснить теоретически. Следовательно, нам надо полагаться на некое шестое чувство и чутье художника, которые развиваются только из опыта и никогда бы не развились, если бы мы не имели возможности видеть прекрасные мечи с богатым историческим прошлым, чтобы полностью ощутить их историческую и художественную ценность.
У меня нет ни малейшего намерения пренебрежительно относиться к полировщикам низкой категории (я не хочу оскорбить их словами «низкая категория», это ведь лучше звучит, чем «дешевый полировщик» или просто «чистильщик»). Действительно, именно они отполировали и подготовили большинство мечей в Японии. Невозможно представить, что небольшое колличество перворазрядных полировщиков имели дело со всеми 2 300 000 мечей, зарегистрированных в Японии на данный момент. Теперь о ситуации в других странах. Я знаю, что в некоторых странах есть определенное количество профессиональных полировщиков мечей. Я допускаю, что среди них есть те, кто постоянно совершенствует свое мастерство, и не возражаю против того, чтобы они производили некоторые операции по консервации японских мечей, так как в этих странах находится слишком много японских мечей, чтобы все они могли бы быть отполированы японскими полировщиками, а отправлять мечи в Японию — это слишком сложное и дорогостоящее предприятие.
Разрешите еще раз напомнить, что японский меч — очень деликатный предмет, и он может быть легко поврежден, если с ним неправильно обращаться или неправильно его полировать. Любое же повреждение значительно снижает его ценность. Это снижение зависит от начальной стоимости меча.
Допустим, что мечу стоимостью от 100 000 до 1000 долларов нанесено повреждение, уменьшающее его стоимость на 10%. Для меча за 100 000 долларов эти 10% составляют 10 000 долларов, а для последнего — 100 долларов. Понять, как важно бывает правильно выбрать полировщика, так же просто, как произвести эти вычисления. Тем не менее многие люди в Японии ошибаются при выборе полировщика для своего меча из-за того, что своей очереди приходится ждать слишком долго, да и стоимость работы высока. Я знаю, что долгие годы упорного труда во время обучения (требуется потратить по крайней мере пять лет, чтобы пройти полный курс) сегодня мало привлекают молодых японцев, и мы стоим перед проблемой сокращения числа искусных молодых полировщиков, которые в будущем могли бы стать первоклассными мастерами. За короткий срок невозможно овладеть мастерством традиционной полировки мечей, кроме того, для этого требуется еще и талант. У каждого первоклассного полировщика есть длинный список мечей, нуждающихся в обработке, и коллекционеры должны набраться терпения и ждать своей очереди. Я бы сказал, что терпение вознаграждается, а нетерпение впоследствии порождает серьезные проблемы.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСТОЯЩЕЙ ПОЛИРОВКОЙ?
Это довольно-таки трудный, но очень важный вопрос. Я изложу свое мнение, которое, как я полагаю, разделяют многие полировщики мечей, относящиеся к школе Хон-ами.
Прежде всего, существует основополагающая теория полировки мечей, которая не подвергалась изменениям за все 400 лет со дня основания школы Хон-ами. Каждый меч должен обрабатываться в соответствии с основной сугата школы в соответствующий период ее развития. И это требование никогда в будущем не изменится. Следует также заметить, что некоторые кузнецы мечей вырабатывали свою собственную сугата, отличающуюся от сугата других кузнецов, работающих в тот же период, подобно Рай Кунитоси, Рё-кай, Хидзэн-то и Киёмаро. Японский меч мог храниться без ущерба в течение тысячи лет, так как полировщики в своей работе неуклонно соблюдали основные правила своего искусства. Если же эти правила игнорируются или соблюдаются не полностью, японский меч может получить серьезные повреждения.
Полировщик должен так реставрировать меч, чтобы в процессе переформирования сугата и удаления ржавчины и зазубрин потери были минимальными. Если сугата меча реставрирована правильно, то при последующей шлифовке потери в стали минимальны (но неискусный полировщик легко разрушает восстановленную сугата). При шлифовке граней не допускается отклонения, равного даже толщине волоса, но немногие коллекционеры это понимают. Особенно решающее значение имеет аккуратность при формировании киссаки, а округлые линии хира-нику никогда бы не могли быть сделаны без нее. Почти невозможно постичь искусство «настоящей полировки», если не иметь точного глаза.
Отделка мечей меняется в соответствии с изменениями вкусов людей. В общих словах, все сводится к тому, что когда дела идут хорошо, то и украшение для меча требуется роскошное, когда же дела не очень хороши, то и отделка меча скромнее. Следовательно, из-за длительного экономического спада становилась модной более скромная отделка мечей.
Проще говоря, при хорошей полировке меча его достоинства всячески подчеркиваются, а недостатки скрываются. Тем не менее хорошая работа полировщика не сводится лишь к выявлению всех достоинств и сокрытию недостатков. Прежде чем начинать работу, полировщик мечей должен отчетливо представлять себе, как должен в итоге выглядеть отполированный меч. Меч Масамунэ, когда работа с ним завершена, должен выглядеть как меч Масамунэ, меч Котэцу Должен выглядеть как меч Котэцу, а Киёмаро — как Киёмаро. Образ меча, который, исходя из своего опыта, создал в своем уме мастер, постепенно воплощается в жизнь; благодаря опыту выявляются все его лучшие качества и характеристики. Коллекционеры вместе с полировщиками должны стремиться к одному и тому же результату.
Во время полировальных работ хамон не изменяется, но его яркость может уменьшиться, а хатараки — вовсе исчезнуть, если полировщик воспользуется неправильным полировочным материалом или будет производить полировку недостаточно долго. Дзи-хада, или узор текстуры стали, вещь очень деликатная и может полностью измениться в зависимости от того, как и какой камень использует полировщик. Тонкий, но плотный узор исчезает мгновенно, если работа с применением песка для полировки (дзи-цуя) выполнена неправильно, также как и хатараки, тикэй и дзи-ниэ, в то время как грубая дзи-хада становится более заметной и выглядит безобразно. Подчеркивание тонкого и плотного рисунка текстуры стали и сглаживание более грубого — это противоположные по технике исполнения процессы, но искусный полировщик справляется с этим.
Правильно определить дзи-хада и дзиганэ в мече — это самое важное в правильном подходе к работе с ним. Хороший полировщик может видеть клинок насквозь и почувствовать скрытый дефект, даже если клинок находится в плохом состоянии. Трудно представить, что коллекционеры обладают такой способностью, поэтому, для того чтобы правильно выявить характеристики японского меча, необходима хорошая полировка.
Я не думаю, что полностью ответил на поставленный вопрос, но полагаю, что дал ключ к пониманию того, что значит «настоящая полировка». И в заключение, я полагаю, что настоящая полировка отражает характер полировщика, и, следовательно, он должен обладать художественным вкусом и знать культуру японского меча.
Перевод статей Мишина Кэндзи