Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории его возникновения. Затрагивая исторический аспект, я не ставлю задачу глубокого научного исследования, так как цель данной работы — исследование содержания современного карате. Исторический экскурс лишь подкрепит мои доводы о том, что каратэ изначально, по сути, являлось воинской дисциплиной, но прежде чем дойти до нашего времени, эта дисциплина претерпела по крайней мере две глобальные модернизации, которые изменили суть боевого исконного искусства.

Понятие «боевое искусство» изначально соотносится с Востоком, так как именно там была создана система, которая включала в себя не только методы совершенствования физических качеств и изучения приёмов рукопашного боя, но и методы владения собственным сознанием и нравственного совершенствования. Некоторые исследователи утверждают, что и в Европе когда-то было нечто подобное, но ушло в небытие в результате довольно раннего распространения огнестрельного оружия. Возможно, что это и так. Однако карате, как одно из направлений боевых дальневосточных искусств, пришло в Европу из Японии лишь в начале XX века, а до этого было известно под названием ТОДЭЙ, как китайский рукопашный бой. Тодэй, развиваясь в течение нескольких столетий на Рюкю (старинное название Окинавы) под влиянием китайских мастеров кулачного боя, вобрал в себя все качества, присущие восточным боевым искусствам, и использовался как часть системы подготовки гвардейцев рюкюкского монарха. Утверждения о том, что карате вышло из народной среды в результате проведения на Рюкю курса запрещения оружия и являлось средством сопротивления гнёту, кажутся мне безосновательными, так как у ремесленников и крестьян Рюкю оружия не было никогда. Курс запрещения оружия касался в основном знати и был направлен на централизацию власти на Рюкю. Однако подобные утверждения легли в основу официальной версии о возникновении каратэ. В действительности прототипом того, о чём мы имеем сегодня представление, является тодэй — боевое искусство, которое культивировалось в среде воинского сословия Рюкю и никогда не было уделом простолюдинов. Это валено понять, чтобы разобраться в сути современного каратэ.

Одним из последних носителей исконного воинского искусства тодэй является Ангаки Итосу (1830—1915), ученик легендарного военачальника, члена королевского правительства Рюкю — Мацумуры Сокона (1798— 1890). Итосу сам служил в гвардии и считался отменным воином, но в историю он вошёл не за воинские заслуги, а благодаря своей деятельности, основанной на физкультурном толковании тодэй. Он переработал старинную технику, которая шла от китайцев, придав ей привлекательные гимнастические формы, с тем чтобы использовать их в педагогической практике как средство закалки тела. Замысел был простой — в массовом порядке в средних школах изучается военная гимнастика, а те, кто решил посвятить себя воинскому делу, на этой базе обучаются реальному бою. Будучи сам мастером реального боя, он хороню осознавал опасность бесконтрольного распространения тодэй среди гражданских лиц, а также учитывал и растущий интерес к рю-кюкскому боевому искусству со стороны японцев и других иностранцев. Через свою модернизированную систему он пытался в тех, кто интересуется воинскими искусствами, заложить основы физкультурной этики тодэй. В 1905 году благодаря его усилиям данная физкультурная система была внедрена в средних школах и педагогическом училище Окинавы в качестве официальной дисциплины по военной подготовке. Примерно в то же время окинавское «тодэй» впервые прозвучало как японское «каратэ». Автором первого написания каратэ в современном толковании является учитель военной подготовки одной из окинавских средних школ Тёмо Ханагусуку, но в то время о распространении этого названия речи не шло. В этот момент времени произошло изменение сути и содержания старинного окипавского боевого искусства. Это была первая модернизация.

Вторая модернизация связана с именем известного распространителя каратэ Фунакоси Гитина (1866—1957). Главное в его деятельности — это то, что он распространил каратэ на основных островах Японии, и это послужило толчком для его распространения во всём мире. Что касается технической стороны, то он, будучи последователем Ангаки Итосу и сторонником физкультурного толкования тодэй, стремился модернизировать уже существующую физкультурную систему и сделать её более привлекательной с точки зрения красоты стоек и силы движений. Кроме того, он заменил окинавские и китайские названия всех приёмов и упражнений на японские, а в середине 20-х годов XX века благодаря его усилиям произошло и изменение названия «тодэй» на карате. Таким образом, на Рюкю под влиянием китайского кулачного искусства формируется боевая дисциплина ТОДЭЙ, которая является частью системы военной подготовки воинского сословия. Эта система существует практически до конца IX века. В начале XX века происходит первая модернизация с целью создания на основе движений, составляющих боевые приёмы, физкультурной системы с последующим распространением её в средних учебных заведениях Окинавы и в массовом порядке. Эта система, уже лишённая боевого содержания, получает преимущественное распространение среди гражданского населения.

В 20-е годы ТОДЭЙ получает японское название КАРАТЭ, все названия приёмов меняются на японские, а формы приобретают более привлекательный гимнастический вид. Данная отшлифованная система получает распространение на основных островах Японии и официальное признание властей как национальное боевое искусство. Чуть позже она попадает в Европу и затем распространяется во всём мире. Сегодня массовое каратэ является уникальной системой физического воспитания. И только! Вместе с тем данный вид двигательной активности может быть использован как база для обучения боевым приёмам, но ключом к этому является специальная методика обучения, которая в массовом порядке не распространяется.