По мере развития буддизма его заповеди, носившие сначала слишком общии характер, конкретизировались и приобретали форму учения о грехах и добродетелях. В ламаизме в одну из главных добродетелей возводится «опора на ламу», без которой спасение невозможно. В религиозных текстах подчеркивается беспомощность тех, кто будет пытаться спастись, не взяв с собою в путь «доброго друга» — ламу.

Даже за одно выражение непочтительности к ламе виновного ждут ужасные мучения. «Тот глупец, который унижает учителя (т. е. ламу), погибнет от прилипчивых и проказных болезней, от нечистых духов, эпидемий и яда. Будучи убит царем-огнем, ядовитой змеей, водой, небесными духами, ворами, демонами и безнравственными (людьми), он отправится в ад животных».

В ламаистских писаниях утверждается: «Даже за одно мгновение гнева на ламу можно лишиться заслуг, собранных в течение мирового периода, и столько же времени испытывать адские и другие мучения»

Вся жизнь верующего регламентируется в ламаизме подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», которые являются дальнейшей конкретизацией в условиях тибетского феодализма учения о непротивлении злу насилием и принципов «панча шила» раннего буддизма. Считающаяся в ламаизме канонической книга «То нилхуйнчимэк» («Украшение спасения») делит «черные грехи» на три категории. Первую из них составляют грехи, связанные с телом. Это развратная жизнь, убийство, «взятие не данного». Следующая категория — грехи, связанные с речью: ложь, клевета, злословие, насмешка. Наконец, третья категория — грехи, связанные с сознанием: зависть, злоба, неправильное воззрение (ересь).

Эта табель о грехах охватывает все важнейшие возможные формы нежелательных и опасных для угнетателей действий, мыслей и чувств со стороны угнетенных. «Тонилхуйнчимэк» точно указывает, в какой именно форме переродится тот, кто совершил по тем или иным мотивам один из перечисленных грехов. Так, убийство, совершенное преднамеренно («из страсти»), ради получения мяса или шкуры животного, для забавы, в своих интересах или интересах близких друзей, приводит виновного прямо в ад. Убийство, совершенное в состоянии аффекта («во гневе»), например во время спора, приводит к перерождению убийцы в болезненного человека, которому суждена короткая жизнь. Особенно велик грех «прервавшего жизнь родителей и архата».

В «Тонилхуйнчимэк» так же подробно расписаны последствия воровства, разврата, лжи, злословия, клеветы и других «черных грехов», сопоставленных с мотивами их совершения.

Антиподом грехов являются добродетели. Они также делятся на три категории. Милосердие в жизни, раздача милостыни, нравственная чистота (например, в смысле супружеской верности) — добродетели тела. Правдивость, усмирение вражды, вежливость и почитание «священного писания» — добродетели речи. Умеренность (довольство малым), сострадательность (любовь к живым существам), вера в истину религии — добродетели сознания.

Общество, в котором все трудящиеся неукоснительно следуют названным «добродетелям», должно быть идеальным с точки зрения угнетателей. Покорность им, беспрекословное следование их требованиям выставляется как путь к небесной награде или «благоприятному» земному перерождению, как путь к победе над страданием. Ламаизм действует не только запугиванием верующих гневом богов и злых духов. Он возлагает на самого человека ответственность за его дальнейшую судьбу, «объясняя» все социальные не справедливости и личные несчастья грехами, совершенными человеком в предыдущих перерождениях.