Без рубрики

Перед принятием конституции (1868-1889)

Перед тем как приступить к осуществлению этой обширной программы, император разработал нечто вроде конституции.

 

Появилась необходимость внести изменения не только в государственную систему, но и в менталитет народа, а это невозможно сделать одним лишь постановлением свыше. Чтобы Запад признал новую Японию, требовалось прежде всего избавиться от феодального строя. Во время инаугурации 6 апреля 1868 года император произнес речь, в которой говорил о пяти принципах, определивших судьбу Японии вплоть до сегодняшнего дня и положивших начало целой серии значимых изменений в истории страны. 

Эти принципы были разработаны самим императором при участии трех государственных деятелей родом из благородных феодальных родов: Ивакуры Томоми (1825—1883), принадлежащего к одной из ветвей императорской семьи, Кидо Коина (Такаёси или Такамаса, 1834—1877), главы клана Тёсю, и Фукуоки Котэй (Такасика, 1835—1919) — влиятельного представителя клана Тоса. Все они по разным причинам (чаще личным) так или иначе участвовали в устранении системы сёгуната. 

Ознакомление с пятью пунктами «торжественной присяги» императора чрезвычайно важно для понимания причин, приведших к появлению новой Японии: 

1. Обещание создать совещательное собрание для решения всех государственных дел в соответствии с общественным мнением. 

2. Обещание привести страну к процветанию, объединив для достижения этой цели усилия правителей и управляемых. 

3. Всем людям будет дозволено осуществлять свои законные стремления и развивать свою деятельность. 

4. Постепенное устранение всех традиций и обычаев, признанных «бессмысленными». Справедливость и беспристрастность, как они понимаются всеми, должны стать основами всякого действия. 

5. Поиск знаний во всем мире, для того чтобы они служили укреплению основ государства. 

Перед тем как приступить к осуществлению этой обширной программы, император разработал нечто вроде конституции (июнь 1868 года), которая сразу же установила разделение исполнительной, законодательной и судебной властей. 

 

Исполнительная власть закреплялась за императором, а законодательной и судебной обладал Государственный совет, состоящий из Верхней палаты, члены которой избирались из представителей аристократии, даймё и самураев, и Нижней, в которую входили самураи из всех кланов. Таким образом происходило возвращение к той форме управления государством, которая существовала в Японии приблизительно с VII века. Реальная власть была сосредоточена в руках министров (гидзо) и советников (санъё), полных решимости изменить страну.