Нет комментариев

Период Эдо ( яп. 江戸时代,えどじだい , эдо дзидай ) — период в истории Японии с 1603 по 1867 год. Продолжался со времен основания сегуната Токугава до его ликвидации и реставрации прямого императорского правления.

 

Название периода происходит от города Эдо, главной резиденции сегунов и политико-административного центра Японии 17 — середины 19 века. Это время иногда называют периодом Токугава — по имени семьи сегунов. Период Эдо характеризовался относительно стабильной и мирной жизнью японцев на протяжении 250 лет, расцветом самурайской и городской культур, запретом христианства и контактов с Западным миром.

Образование сегуната Эдо

Токугава Иэясу и сегунат в Эдо

После смерти Тоетоми Хидэеси его место занял вассал Токугава Иэясу. Его земли находились в регионе Канто с центральным замком в Эдо. В 1600 году, заручившись поддержкой многих самурайских домов, Токугава разбил в битве при Сэкигахара оппозицию Исидой Мицунари.

В 1603 году Иэясу получил от императора пост великого сегуна — покорителя варваров и основал новый сегунат Эдо с центром в своей резиденции. В 1615 году он уничтожил род Тоетоми и окончательно утвердил свою власть. Время существования этого правительства называют периодом Эдо ( 1603 — 1867 ).

Мощь сегуната держалась на его вассалах — хатамото и гокэнин, а также непосредственно подконтрольных владениях, которые составляли одну четвертую всех земель Японии. Самурайское правительство обладало монопольным правом во внешней политике и чеканке монет. В правление 3-го сегуна Токугавы Иэмицу был сформирован административный аппарат сегуната.

Отношения сегуна и дайме

Самурайские дома, которые имели земли с доходом более 10 тысяч коку, назывались дайме и находились в сюзеренских — вассальных отношениях с сегуном. Между дайме, которых в Японии насчитывалось 300 человек, была установлена ​​иерархия в соответствии с уровнем близости к сегунскому дому — родственники Токугавы ( симпан ), древние вассалы ( фудай ) и новые вассалы ( тодзама ).

Для всех дайме правительство издало "Законы для военных домов», по которым они не имели права без разрешения центра строить замки в своих землях и заключать друг между другом политические браки. Дайме, которые не придерживались этих запретов, лишались своих владений, или переводились в менее доходные районы страны. Для контроля и поддержания финансового контроля над дайме, сегунат создал систему командировок, по которым они должны были через каждый год прибывать в Эдо и жить там в течение года. Кроме этого, по распоряжению правительства, дайме должны были выполнять строительную и военную повинности в пользу центра. Однако, несмотря на такой политический и финансовый груз, дайме имели полную свободу в управлении своими владениями.

Кроме строгого контроля за регионами, сегунат ограничил права императорского двора, превратив его в зависимую от самурайского правительства управленческую систему. За «Запретами императору и куге», правительство Эдо обязывался финансово поддерживать двор, но одновременно ликвидировала его земельные владения в стране.

Внутренняя и внешняя политика сегуната

Зарубежная торговля и «японские городка»

Токугава Иэясу всячески поощрял торговлю. В 1604 году, по его приказу корабли западных дайме и купцов городов Сакаи и Нагасаки, торговавших за рубежом, должны были получать официальные лицензии — грамоты с красными печатями сюин (朱印), чтобы за морем их судна не путали с пиратскими. Лицензированные корабли, называвшиеся сюинсен, активно торговали на Тайване, Макао, и различных регионах Юго-Восточной Азии.

Немало японцев, которые отправлялись за границу, поселялись там, образующие первые японские торговые колонии, «японские города» ниппон-мате (日本町). К началу 17 века количество заморских японцев составляла около 10 000 человек. Наиболее известным среди них был Ямада Нагамаса, получивший от Сиамского короля высокий чиновничий титул.

Ограничение торговли и запрещение христианства

На первых порах сегунат способствовал торговым отношениям с иностранными государствами и приветливо относился к христианству. Благодаря этому казна правительства пополнялось, а количество японских христиан росло. Однако противостояние европейских стран на японском рынке, а именно безосновательные доносы и обвинения протестантских Англии и Голландии в адрес португальских и испанских купцов в попытках завоевать Японию, через распространение христианства, заставили самурайские дома пересмотреть свой ​​внешнеполитический курс. В 1617 году, сегунат издал запрет на исповедание христианства и прибытия испанских судов в Японию. Постепенно были наложены ограничения на выезд японских торговых лодок из страны. В 1635 году центральное правительство вообще запретило японцам покидать Японию или возвращаться обратно в случае пребывания заграницей.

Восстание в Симабара и политика сакоку

В 1637 году, на острове Кюсю, полуострове Симабара, вспыхнуло восстание местных крестьян-христиан через жестокие гонения из за веры и непомерные поборы властей. Лидером выступления стал 15-летний самурай Амакуса Токисада. Напуганный размахом и успехами повстанцев, сегунат выслал против них 120 тысячную армию и смог истребить их только через год. События на Симабара подтолкнули правительство ускорить реализацию своего анти-христианского курса. Была установлена ​​система пререпеси населения в местные буддистских храмах, по которой все японцы в принудительном порядке должны регистрироваться в «журналах обновления веры» при региональных храмах, а во время командировок или переездах получать от них справки, о своей принадлежности к буддистской общине.

В 1639 году (16 году Канье) сегунат запретил португальским судам прибывать в Японию. Из всех европейских стран только Голландия, флот которой помог в подавлении христиан Симабара, получила разрешение самурайского правительства на торговлю. Японские власти переместили голландскую факторию с Хирадо до искусственного острова-резервации Дедзима в Нагасаки.

Такая политика сегуната направлена ​​на ограничение торговли, контактов с Западом и выезда японцев за границу получила название Сакоку — политика «закрытой страны». Ее главной целью было стабилизация власти самурайского правительства через искоренение христианства в Японии. Частично изолировав страну, сегунат продолжал торговлю с азиатскими странами и Голландией, но под своим пристальным монопольным контролем.

Международные отношения во времена «изоляции»

Торговля в Дедзима

Дедзима в Нагасаки служила центром торговли с Голландией. Ее корабли привозили в Японию шелковые нити, ткани и книги из Китая, а также часы и учебники из Европы. Японцы экспортировали сначала сырье — медь и серебро, а впоследствии начали вывозить керамику имарияки. Сегунат обязал председателя голландской фактории составлять «Описания нравов Голландии», благодаря которым узнавал о событиях заграницей. Хотя голландцы монополизировали торговлю Японии с Европой и Китаем, купцы последнего иногда прибывали в Дедзимы.

Отношения с Кореей, Рюкю и Айнами

При жизни Иэясу были восстановлены отношения с Кореей, что прервались после вторжение армий Хидэеси в эту страну. Японию начали регулярно посещать корейские посольства, которые знакомили островитян с достижениями корейской культуры. Центром торговли между обеими странами стал японский остров Цусима, владение рода Со. По разрешению корейского правительства около 500 купцов этого острова имели свою факторию в южнокорейском городе Пусан.

В начале 17 века самурайский род Симадзу из владений Сацума-хан завоевал королевство Рюкю, заставив тамошний монарший род Се стать вассалом сегунов Токугава. Японцы сохранили древний, но формальный вассалитет Рюкю от китайской империи Цин, используя королевство как посредника в японско-китайской торговли. Центром японско-рюкюских отношений стала провинция Сацума.

Торговлей и обменом с айнами «Землями Эдзо» ведали власти владений Мацумаэ-хан на юге Хоккайдо. Основными товарами экспорта айнов были морепродукты и кожи животных. Поскольку айны торговали также на северо-востоке Китая, через них в руках японцев попадало немало китайских товаров, особенно ткани и одежда который получил название «айнской парчи». Японцы не всегда торговали честно, что было причиной ряда айнских восстаний. Самым мощным из них было выступление под руководством Сякусяина.

Похожие записи

Древний буддизм

Нет комментариев

Каждый предмет обладает утверждением и отрицанием, которые объединены в третьем…

Мир иллюзия

Нет комментариев

Сознание, или душа, по религиозным представлениям, составляет сущность человека; она…