Нет комментариев

Синса-ин лично маркировал одобренные клинки штампом «звезда».

 

Существует и другая разновидность выкованных вручную клинков, которая и визуально, и по физическим параметрам соответствует всем характерным чертам тамахаганэ гэндайто и которую тем не менее ряд экспертов не считает настоящими Нихонто или даже гэндайто. Различие заключается в исходном материале. В данном случае используется сталь заводской плавки, получаемая иногда из импортируемого с Запада металлического лома. 

У такой стали однородное содержание углерода, в результате чего, как указывалось ранее, бруски из нее нельзя складывать и проковывать без утраты визуального эффекта волокнистой или зернистой поверхности. Поэтому при работе с подобным материалом кузнец проводит «оросу» -операцию, в процессе которой добавляется углерод, тем самым позволяя мастеру варьировать его содержание. Болванки из полученной таким способом стали, называемой «ороси-ганэ», складывались, ковались и закалялись в воде в полном соответствии с традиционной технологией, в результате чего получался настоящий Нихонто с многослойным клинком, ниои, ниэ, сунагаси и т.д. Внешне такие изделия практически неотличимы от тамахаганэ гэндайто. Распознать их, наверное, может только глаз японского эксперта. 

Оружейник, производивший мечи во время Второй мировой войны, рассказал Крису Боуэну, что для поставки в армию образцы отбирались специально назначенным на роль эксперта (син-са-ин) кузнецом. Синса-ин лично маркировал одобренные клинки штампом «звезда». Вероятно, его ставили на гэндайто из фабричной стали и еще, может быть, на некоторые лучшие образцы клинков типа хан-танрэн абура яки-ирэ. Подобная маркировка обычно ассоциируется с клинками, изготовленными в 1940-х гг. 

Другим редким штампом, обнаруженным на недатированных клинках высокого качества, которые, возможно, относятся к данной категории, является логограмма арсенала Токио-Коисикава-Кокура, хотя, как правило, ее принято связывать с продукцией массового производства. Такие клинки, должно быть, изготавливались в конце 1920-х гг. (и, возможно, ограничиваются этим периодом). Однако если это — сборочный штамп, то его могли поставить и на клинок, сделанный ранее (где-то в другом месте?). 

Как и в случае с тамахаганэ гэндайто, существовало несколько способов конструирования клинка из твердой стали. Основная конструкция, или «мару гитаэ», состоит из одного типа стали, в «ко-бусэ гитаэ» используются два типа стали разной твердости. В принципе возможны и более сложные комбинации материалов. Судя по всему, именно «мару гитаэ» является самой распространенной конструкцией гэндайто из фабричной стали.

На хвостовиках некоторых клинков периода Синто отмечалось, что они сделаны с применением «намбан тэцу» (иностранная сталь, или «железо варваров»). Тем не менее эти мечи считаются настоящими Нихонто. Вероятно, это объясняется тем, что такая сталь добавлялась непосредственно к тамахаганэ, а не на стадии формирования цельной полосы клинка. Таким образом, теоретически, если тамахаганэ и фабричная сталь в процессе изготовления смешивались, клинок также следовало бы считать истинным японским мечом — Нихонто, хотя, по распространенному мнению, даже послевоенным кузнецам не удавалось успешно справиться с этой задачей. На наш взгляд, гэндайто из фабричной также следует оценивать высоко, так как для создания клинка требуется высокая квалификация кузнеца.

Похожие записи

Коллекционные мечи

Нет комментариев

Почему коллекционируют мечи императорской армии Японии, ведь традиционные самурайские —…