Нет комментариев

Дзю-дзюцу представляет собой традиционное японское искусство боя без оружия.

 

Существуют различные варианты произношения его названия, такие, как дзюдзюцу, дзюдзицу и джиу-джитсу. Все они получили широкое распространение. Наиболее правильным с точки зрения транслитерации с японского является название дзюдзюцу. Слово дзю означает податливость, гибкость или умение уступить дорогу. Слово дзюцу означает способ, или искусство, более боевую направленность, в противоположность термину до, означающему «путь», направленность, больше ориентированную на духовное развитие. Таким образом, термин дзюдзюцу мы переводим как «боевое искусство податливости», или, более развернуто, «умение быть податливым, не проигрывая и не сдаваясь».

Широко распространенное мнение, что дзюдзюцу переводится как «мягкое искусство», неверно, поскольку многие техники этого стиля отнюдь не отличаются мягкостью, хотя для их выполнения и требуется обманчиво малое усилие. Сила является важным фактором во многих техниках, однако всякое ее приложение должно соответствовать принципу сэйрёку-дзэн-ё: наиболее эффективного использования энергии. Мастер дзюдзюцу Исо Матаэмон так описывал этот принцип дзю-дзюцу:

Использование силы в дзюдзюцу совершенно необходимо, однако лишь в том случае, когда сила используется адекватно ситуации, она соответствует принципу дзю. Другой аспект использования силы также находится в сознании. С самого начала занятий тренирующийся должен всегда избегать привычки полагаться на физическую силу, поскольку эта привычка является препятствием на пути к правильному освоению техники. После того как тренирующийся наработает правильную технику, ему, напротив, абсолютно необходимо научиться применять силу, чтобы эффективно справляться с противником. Именно в этом и заключается «гибкость» и податливость» дзюдзюцу.

Дзю-дзюцу может применяться как для защиты, так и для нападения, что также расходится с общепринятым мнением. Хотя основным акцентом философии боевых искусств обычно является сдерживание противника, также признается, что атака, или «взятие инициативы в свои руки», иногда может оказаться приемлемым способом действий, и дзюдзюцу прекрасно подходит и для таких ситуаций.

ИСТОРИЯ ДЗЮДЗЮЦУ

В целом, историю Японии можно подразделить на следующие восемь периодов:

• Древний, до 650 года н. э.

• Эпоха Нара, с 650 по 793 год.

• Эпоха Хэйан, с 794 по 1191 год.

• Эпоха Камакура, с 1192 по 1336 год.

• Эпоха Мурома, или Асикага, с 1337 по 1563 год.

• Эпоха Адзути, или Момояма, с 1564 по 1602 год.

• Эпоха Эдо, или Токутава, с 1603 по 1867 год.

• Современная эпоха, или Мэйдзи, с 1868 года и по настоящее время.

Первые упоминания о похожих на дзюдзюцу тактиках боя относятся к Древнему периоду. В летописи Кодзики есть запись о поединке борцов Но-мино-Сукунэ и Тадзима-но-Кэхая, в котором первый провел удар ногой, убив своего соперника. Этот поединок, датированный 23 г. до н. э., обычно относят к сумаи, боевому варианту борьбы сумо, на базе которого позднее развились несколько систем боя без оружия, среди которых было и дзюдо.

В эпоху Нара сумаи и сумо получили поддержку со стороны императоров. Они продолжали развиваться и в эпоху Хэйан, объединившись с искусствами боя с оружием, такими, как лук, копье и меч. Атэми, техники нанесения ударов по уязвимым точкам тела, практиковались в ближнем бою с применением рукояток оружия для удара. С течением времени эти техники стали составной частью тех стилей, которые позднее получили название дзюдзюцу. Дзюдзюцу школы Дайто-рю, или Айкидзюдзюцу, сформировавшееся в конце этого периода, в наше время стало основой для айкидо. В эпоху Камакура представители воинского сословия (буси, или самураи) ввели в практику дзюдзюцу элементы борьбы в партере (на земле), в настоящее время ставшие неотъемлемой частью дзюдзюцу. Эти техники использовались в тех случаях, когда основное оружие было потеряно, и представляли собой ближний бой, с возможностью применения неосновного оружия (короткого меча или кинжала). Техника ёрои-куми-ути, например, подразумевала ведение борьбы с противником, одетым в полные доспехи. Хотя данные техники и разрабатывались для ведения боя в доспехах и с применением оружия, заложенные в них базовые принципы позволили с легкостью адаптировать их для ведения боя без оружия и доспехов.

Школа Тэнсин Седан Катори Синто Рю была основана в начале XV века в период Муромати и в настоящее время является старейшей боевой системой Японии, оказавшей значительное влияние на развитие всех остальных школ. В ее состав входит система борьбы, называемая явара-гэ («миротворец»), подразумевающая как работу с кодати (малым мечом), так и работу без оружия. Миямото Мусаси, великий японский фехтовальщик, изучал техники явара-гэ, благодаря чему приобрел великолепные навыки какуси-дзюцу, владения малоразмерным скрытным оружием. Другая боевая система, Мусо Дзикидэн Рю, включающая в себя более сотни техник боя в доспехах с оружием и без него под общим названием явара-ги («мягкость»), также оказала большое влияние на формирование того, что мы сегодня называем дзюдзюцу.

Похожие записи

Инициатива

Нет комментариев

Инициатива "Сэн" буквально значит "прежде".   Вы не должны искать…

Трипитака

Нет комментариев

Санскритское слово Трипитака (ему соответствует палийское Типитака).   Обычно это…

Японское Укиё-э

Нет комментариев

Гравюра составляет только незначительную форму выражения и, отрезанная от своих…