На хвостовиках иногда встречаются штампованные номера, но они, по-видимому, являются серийными
На хвостовиках многих клинков с гарнитурой син-гунто и кай-гунто над подписью кузнеца имеются маленькие штампы, которые, впрочем, иногда можно обнаружить и на неподписанных экземплярах.
Авторы предполагают, что некоторые из них являются отметками военной инспекции или приемочной маркировкой, а другие -могут быть специфическими товарными знаками или же иметь отношение к процессу производства, возможно, по запатентованной технологии. Эти штампы являются своеобразным феноменом периода Сева (после 1926 г.). Наиболее вероятно, что они появились в конце 1930-х гг. и использовались вплоть до 1945 г. На хвостовиках клинков периода Мэйдзи-Тайсё (1868-1925 гг.) ничего похожего не обнаружено. Армейские штампы добавляли на клинки, очевидно, в центральных хранилищах или коллекторах, предположительно, после визуальной экспертизы, чтобы подтвердить «принятие» или «пригодность» для вооруженных сил. Информации из Японии об истинном назначении таких штампов нет.
К армейским арсеналам, занимавшимся производством мечей, принадлежат следующие: Кокура, Коисикава (оба в Токио), Токийский № 1, Осакс-кий (Осака) и Нагойский (Нагоя). Морскими арсеналами являются Тоёкава, Иокогама и Ёкосука. Большинство из них, по всей вероятности, использовало свои инспекционные или регистрационные штампы, которые, однако, с полной уверенностью идентифицировать невозможно. Арсеналами, изготовлявшими мечи за границей, были Мукденский в Маньчжурии и якобы Дзинсэн в Корее. Последний известен как производитель штыков, и пока не обнаружено ни одного клинка, подтверждающего, что в этом центре также делали мечи.
То же самое можно сказать и о контролируемых японцами арсеналах в Китае. Точно установлено только то, что в Нанкине и Тяньцзине был налажен выпуск штыков. Высокий процент сломанных в Китае мечей, очевидно, привел к необходимости ввести инспекционную систему и маркировку, начинающуюся с самого распространенного штампа «Сё».
«Сё» (аббревиатура «Сева»), судя по всему, — общепринятый военный (или армейский) штамп, который не относится конкретно ни к одному из центров производства клинков до конца 1941 или начала 1942 г. Самая ранняя зафиксированная дата — май 1940 г. Большинство образцов представляет собой «сунобэ абура яки-ирэ» (вытянутая, выкованная и закаленная в масле сталь фабричного производства), а не арсенальные клинки машинного производства. Вероятно, их использование ограничивалось продажей через Клуб Армейских Офицеров (Кайкося), а это означает, что их могли покупать и частным образом.
Примерно в конце 1941 или начале 1942 г. кузнецы были поставлены под контроль Департамента Армейских Мечей. С этого времени штамп «Сё», похоже, заменили маркировкой различных центров производства клинков. Наиболее распространенным штампом является «Сэки», обычно встречающийся на клинках с декабря 1941 г.". Ни «Сё», ни «Сэки» не указывают на метод изготовления клинка. Единственное, что можно сказать, — такие изделия не принадлежат к разряду тамахаганэ гэндайто.
Имеются и другие штампы, хотя по большей части их значение неизвестно или точнее пока не определено. Судя по всему, не все они относятся к военной маркировке. Японские источники склоняются к тому, что латинские буквы, включенные в ряд штампов, являются инициалами владельцев, но это кажется маловероятным, так как был обнаружен как на армейских, так и на флотских образцах.
Штамп «тан» — японский иероглиф, обозначающий «ковать». Он, очевидно, указывал на изделие ручной ковки, может быть, на гэндайто из фабричной стали, но в равной степени мог обозначать также и частично выкованные клинки худшего качества. Являлся ли он военной маркировкой, вопрос дискуссионный. Такие клинки обычно подписаны кузнецами, проживающими в Сэки в провинции Носю. Самый ранний из образцов, известных авторам, датирован 1942 г. Иногда в надписи на хвостовике присутствует термин «выкован».
Штамп «син ганэ иру», обозначающий «настоящую вставленную сталь» также может указывать на процесс производства". К какому классу относятся такие клинки, не совсем понятно, но скорее всего они масляной закалки.
Принято считать, что штамп «звезда» ставил кузнец гэндай, назначенный армейским командованием экспертом для отбора и закупки клинков хорошего качества у мастеров, которые работали индивидуально. У образцов с подобной отметкой надписи на хвостовиках относятся к Сэки, а также к Токийскому арсеналу № 1 и Осакскому, Очевидно, штамп ассоциировался с гэндайто из фабричной стали и, возможно, с лучшими образцами хан-танрэн абура яки-ирэ. Самый ранний клинок со «звездой» датирован 1937 г., что само по себе очень подозрительно, так как все остальные экземпляры, помеченные таким же образом, изготовлены после 1942 г.
Арсенал в Нагоя также производил клинки. Крохотный значок «На» (сокращение Нагоя) попадается иногда на клинках, как правило, подписанных, но без указания на какое-либо предполагаемое место производства. Обычно этот штамп ассоциируется с произведенным в арсенале огнестрельным оружием. Клинков (со штампом или без него) с надписью на хвостовике, в которой упоминается Нагоя, не обнаружено. Похоже, что все образцы со штампом «На» закалены в масле.
Иногда можно встретить маленькие колонки из японских иероглифов и номеров около кончика хвостовика подписанных клинков, часто в сочетании со штампом «Сё». К сожалению, правая колонка на немногих попавших в поле зрения авторов и доступных для обследования экземплярах трудноразличима, так что полный перевод сделать не удалось. В центральной колонке значится «экземпляр № 212659».
На клинках, сделанных Южно-Маньчжурской Железнодорожной компанией или изготовленных специально для нее, может присутствовать логограмма компании, однако такие отметки встречаются только на изделиях, датированных 1938 г. Другой маньчжурский штамп «Нан», означавший «юг», принадлежал арсеналу в Мукдене. Он известен только на клинках Мантэцу, очевидно, сделанных под контролем армии в 1940-х гг. В редких случаях на разных сторонах одного хвостовика можно увидеть комбинацию штампов, например, «Сэки» и «звезда» (на клинках сентября 1944 г. и января 1945 г.); «Сэки» и «Ги» (на клинках с мая 1944 до мая 1945 г.).
Предназначенные для армии клинки массового фабричного производства в период ок. 1870-1933 гг. выпускали арсеналы Токийский и Коиси-кава (Токио), в период 1929-1945 гг., арсенал Ко-кура. Все они использовали маркировку «четыре пушечных ядра». Однако тот же штамп обнаружен на одном подписанном, но недатированном клинке кузнеца Масаясу из провинции Бисю. Любопытно, что ни один из датированных военным временем клинков этого мастера не имеет вообще никакого штампа. В действительности ряд первоклассных кузнецов контролировал производство и работал в арсеналах. В их число входили Гассан Садакацу (Осака), Ёсихара Кунииэ (Токио) и Моритакэ Ясухиро (Кокура). Тем не менее ни на одном из известных в настоящее время клинков работы этих мастеров штампа нет. Вероятно, работая в этих арсеналах, они продолжали изготавливать тамахаганэ гэндайто.
Ассоциация Морских Офицеров (Суйкося) также занималась поставкой мечей. Военно-морское ведомство контролировало производство клинков, о чем свидетельствует наличие маркировки «якорь в круге», принадлежавшей морскому арсеналу Тоёкава.
Эти изделия относятся к типу абура яки-ирэ (закаленные в масле) и, возможно, сделаны из нержавеющей стали. Другой штамп арсенала Тоёкава — «якорь в цветке вишни» — считается морским эквивалентом армейского штампа «Сё».
Но это, по всей вероятности, ошибочная точка зрения, ибо в таком случае он встречался бы повсеместно, в то время как он присутствует только на гарнитуре морских мечей и кортиков, а на хвостовиках клинков не обнаружен. На клинках также не выявлено марки, относящейся к Ёкосука. Известно, что в послевоенные годы распространилась практика удаления военных штампов с хвостовиков клинков, чтобы ввести коллекционера в заблуждение относительно возраста меча. Тем самым старались убедить, что клинок изготовлен ранее периода Сева и не является продукцией военного времени. Это можно выявить по маленьким обласгям подозрительной или искусственной ржавчины, а также по следам напильника над надписью.