Дзэн ввезен в Китай из Индии его первым патриархом Бодхидхармой (Дарумой) в VI в.
Основные понятия учения дзен
Новое учение исповедывало достижение состояния «озарения» путем внезапного потрясения, используя парадокс, противоречие, риторический вопрос, нарочитую бессмыслицу. Усилиями монахов буддийских школ Сото и Риндзай новая доктрина завоевала Японию.
Учение дзен в отличие от других школ традиционного буддизма есть путь, ведущий — посредством медитации и концентрации на мельчайших деталях повседневности — к озарению (сатори). Любой ручной или умственный труд может помочь человеку выйти из состояния пассивности на «путь пробуждения»: вот почему дзенские монахи не гнушались подметать двор своего монастыря или браться за самую черную работу.
Более того, любое творчество и любая форма искусства, идущие из глубины личности, дают образец для подражания.
Так, можно было изобразить время, добившись абсолютного сосредоточения на определенном мгновении жизни. Можно включить в произведение искусства незавершен ный фрагмент или пустоту, чтобы зритель интуитивно завершил замысел автора, непринужденно воспринял и дополнил его форму и композицию, постиг его символику. В этой установке дзэн на «озарение» любое произведение искусства ценно лишь постольку, поскольку оно передает жизнь — вечно не завершенную, разорванную, как недорисованный круг, едва читаемую, как последние штрихи почти высохшей кисти, поймавшей настроение и эфемерность в едва заметных очертаниях монахов и богов.