Карате-до является японским боевым искусством, положившее свое начало из китайских боевых искусств цюань-фа и на основе местных методов борьбы называется Te ( 手 ) островов Рюкю.

Каратэ, как искусство борьбы, означает средство достижения победы над вооруженным противником и является одним из видов борьбы без оружия, что, впрочем, следует из самого названия, где «кара» может считаться «пустой», «тэ»—«рука». Значит, расшифровка слова «каратэ» будет означать борьбу невооруженным способом. Однако в действительности открываемые ею возможности гораздо шире, многообразнее. Каратэ обладает эффективными и систематизированными способами превращения любого органа или части тела в средство противостояния вооруженному противнику. Поэтому каратист (тот, кто в самом деле серьезно занимается этим видом борьбы) располагает всем многообразием естественных средств противодействия, в числе которых не только кулаки, но и ноги, локти, колени. Эти «средства» должны быть соответственно натренированы, чтобы в необходимых случаях противостоять нападающему. С их помощью каратист может нанести один, но мощный и окончательный удар по «болевой точке» на корпусе или в любом другом участке тела врага. За все время своего существования и развития каратэ являлось искусством защиты. Каратист пользовался им только для отражений атак противников. «Никогда не атакуй первым», — такова первая заповедь каратэ, которую прививают каждому, кто впервые надел тренировочный костюм каратиста.

Являясь эффективным методом самозащиты, каратэ одновременно служит и жесточайшим способом само-дисциплинирования. По мере освоения тело каратиста учится преодолевать самые невероятные трудности. (Последними объясняется то, что многие, кто думают, будто можно легко и без особого труда освоить технику, делающую человека неуязвимым, оставляют занятия). После нескольких тренировок отбор происходит автоматически. Только самые упорные и настойчивые, кто смог преодолеть физический барьер, достигают успехов в духовном развитии, которое обеспечивает эта восточная борьба. Все дисциплины, содержащиеся в будо японцев (в переводе означает «путь воина»), сводятся к тому, чтобы указать следующим ему дорогу к совершенствованию человеческой личности через трудные физические занятия.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ

Колыбелью каратэ считается остров на юге Японии — Окинава. Хотя как искусство владения руками и ногами для ведения борьбы оно теряется в глубине веков.

В таком виде, в каком каратэ получило широкую популярность в Европе и Америке, оно, благодаря японцам, стало известно не более полувека назад. Как и любая борьба, каратэ развивалось и обогащалось за счет приемов, характерных для других видов борьбы. А многие движения вообще стали ее частью за последние двадцать пять лет. Причем каратэ только выиграло от этого, особенно благодаря исследовательской работе молодых обладателей «черных поясов». История или легенда утверждает, что в Индии более двух тысяч лет назад впервые получила развитие борьба, которую сегодня можно считать предтечей современного каратэ.

Буддийский монах Бодхидхарма развил то, что вначале попросту называлось методом физического воспитания по системе эккин ке или шаолин-ду-кемпо. Он преследовал цель дать своим ученикам средство поддержания формы и здоровья с помощью упражнений, предназначенных для компенсации отсутствия движения за время многочасовых медитаций. А уж как эффективное средство противодействия этот метод получил распространение среди монахов, которым приходилось сталкиваться с многочисленными вооруженными нападениями во время своих дальних странствий с миссионерскими целями. Владеющие такой техникой монахи понимали все доводы в свою пользу в свете распространения во всем азиатском мире буддизма и, в частности, дзэн-буддизма.

В Китае этот метод борьбы слился с местными обычаями. Результатом такого слияния стал китайский бокс, называемый туан фау, кунг-фу, кэмпо и, наконец, тай ти. Эти виды борьбы и в настоящее время широко распространены в Китае.

В XV веке в эпоху царствования династии Минь китайцы захватили остров Окинаву, расположенный в Тихом океане. Естественно, началась интенсивная преемственность различных искусств, в частности, «искусства кулачного боя», что вылилось в появлении каратэ из Окинавы или окинава-тэ. Следующий решительный этап в развитии каратэ связан с завоеванием архипелага Рюкю на юге Японии мощным феодальным кланом Шимадзу.

Теперь Окинава переходит под протекторат Японии и обитатели острова подвергаются весьма жесткому запрету на держание любых видов оружия. Но запрещение вызвало совершенно иное действие, чем то, на которое рассчитывали японские захватчики: жители начали повсеместно практиковать окинава-тэ и достигли в сем искусстве высокой степени совершенства, поскольку каратэ (хотя в то время оно еще так не называлось) достигло своей наиболее сильной формы, цель которой — убийство голыми руками. С помощью специальных тренировок, направленных на максимальное затвердение природных органов человека (кистей и стоп), укреплялись конкретные точки, например, тренировки на маркивара. Не удивительно поэтому, что первое же сражение между самураями и каратистами привело первых к страшному поражению!

Только в XX веке инструкторы окинава-тэ сбросили вуаль таинственности с этого искусства борьбы. Первым начал свою головокружительную карьеру с выступлений Гичин Фунакоши в Токио в 1917 году, а затем и в 1922. Одновременно с ним в Осака в 1923 году продемонстрировал свои знания Асамото Мотобу, а Норимити Ябэ обрел блистательную известность в Лос-Анжелесе (США). С тех пор и начинается новый ослепительный взлет в развитии каратэ в Японии, где на то время знали только джиу-джитцу (иной вид искусства защиты и атаки, построенный не только на основе нанесения ударов, приемы которого японец Джигаро Кано отобрал для создания собственного нового вида борьбы, получившей название дзюдо, впервые продемонстрированной в 1882 году).

Если Гичин Фунакоши считается отцом современного каратэ, то уместно все же упомянуть и о двух других известных инструкторах с Окинавы: Кенва Мабуни и Мияги Четжун. Именно с этими тремя выдающимися людьми связано развитие и появление трех главных современных стилей в каратэ:

— стиль шотокан (созданный Фунакоши). Низкий и легкий, он особенно стал популярен на востоке Японии;

— стиль шиторю (созданный Мабуни), несколько более тяжеловесный и высокий. Приобрел популярность на западе Японии;

— наконец, стиль годзюрю (созданный Мияги) с более мелкими, но намного более быстрыми перемещениями, наиболее близкий к древнему стилю окинава-тэ. Также распространен большей частью на западе Японии.

Только после второй мировой войны к трем предыдущим прибавился четвертый стиль, называемый вадо-рю (создатель Хиронори Оцука). Оцука, как бывший ученик Фунакоши, вначале изучил стиль шотокан. Будучи специалистом по лечебной гимнастике и массажу, он прекрасно разбирался в анатомии человека и поэтому решил создать стиль, который наилучшим бы образом соответствовал естественным движениям человека. Именно благодаря ему каратэ смогло взять лучшее из джиу-джитсу (Оцука занимался и этой борьбой), в частности, искусство уклонов. Они получили место в некоторых моментах ката, но при этом древнейшие движения остались неизменными. И следуя указаниям, которые давал сам Фунакоши, он сумел основать собственную школу. Таковы основные стили. Кроме них имеются производные стили (около пятнадцати в настоящее время практикуют в Японии, как например, шотокай, шукокай, кеку-шинкай и другие). Следует добавить к ним и многочисленные китайские и корейские школы.

Именно Фунакоши принадлежит впервые использованное название «Каратэ», к которому он добавил суффикс до (каратэ-до), поскольку вводя в него японский дух будо, он видел в этом путь, ведущий к совершенствованию человеческой личности. Родившись как военная дисциплина, каратэ получило свое дальнейшее развитие в спортивной форме. В 1957 году, в годовщину смерти Фунакоши, его ученик Оцука провел первые соревнования с участием арбитров, ставшие межуниверситетским чемпионатом. В 1964 году по случаю Олимпийских Игр в Токио была предпринята попытка объединения всех школ и направлений в каратэ по предложению тогдашнего министра просвещения, который видел в этом необходимое условие для разрешения демонстрации каратэ в будокан (большие залы для борьбы и других видов искусства побеждать, в которых проходят, в частности, соревнования по дзюдо). Так была организована федерация, называемая «Всеяпонской ассоциацией каратэ-до». Но это не более, чем номинально. Потому что соперничество школ и их мэтров сохранилось в той же степени ожесточенности, несмотря на общее убеждение, что будущее их искусства — в единстве.