Все знатоки Японии в один голос советуют ни в коем случае не пропустить это место, и я к ним присоединяюсь. Чтобы попасть на остров, нужно сесть на местный поезд от вокзала Хиросимы до станции Миядзимагути (Miyajimaguchi) (20 минут). От Миядзимагути до Миядзимы всего 10 минут на пароме. Можно не возвращаться на вокзал, а сесть на паром прямо около Парка Мира, паром идет 55 минут, но за этот паром придется заплатить 1900 йен с человека, а стоимость парома от Миядзимагути уже включена в JR Pass.

К сожалению, это место известно слишком многим, поэтому все рёканы на острове (рёкан -гостиница японского типа) стоят очень дорого, от $300 до $700 с человека (!) за ночь. Правда, это включая еду и онсэн. Но все равно, столько платить не хотелось. У нас была уже запланирована ночь в хорошем рёкане, но в Японских Альпах. Если очень поискать, можно найти что-нибудь подешевле, в конце острова, далеко от пристани, но это не слишком удобно. Выход нашелся очень простой. Мы остановились в отеле Miajima Coral Hotel на хиросимской стороне, прямо около парома, в 10 минутах от острова, с чудесным видом на остров, и всего за $60 с человека.

Строго говоря, остров называется Ицукусима (Itsukushima), но во всех источниках и путеводителях его называют Миядзима, что в переводе с японского означает «Храмовый остров». Назвали его так в честь главного храма острова — Ицукусима, построенного прямо на воде.

Храм посвящен трем дочерям синтоистского бога морского царства Сусано-о но Микото, брата великой богини солнца Ама-тэрасу, от которой ведет начало императорская династия. Перед храмом, в воде стоит главная достопримечательность острова — «плавающие Тории». Тории — это символические ворота, стоящие обычно перед входом в синтоистские храмы. Они символизируют ворота в мир духов. В храм на Миядзиме приплывали многочисленные паломники, но остров считался настолько святым, что простым смертным было запрещено ступать на землю острова, поэтому создатели храма нашли выход: мостки храма провели к воде, ворота сделали прямо в море, и люди попадали в храм прямо с лодки, не коснувшись ногой земли. Сегодня остров открыт всем, но отголоски древних обычаев и святости острова остались до сегодняшнего дня на острове запрещено хоронить умерших.

«Плавающие Тории» официально включены в тройку самых лучших видов Японии. Ворота действительно потрясающие. Это второй по количеству фотографий объект в Японии после горы Фудзи. Но фотографии не могут даже близко передать всей их величественности. И вечером и днем, в прилив, они как будто плывут по воде. Ворота в прилив — мечта фотографа. В отлив до ворот можно дойти по илу пешком, и туристы часто засовывают монеты в щели основания ворот и просят об исполнении желаний.

Любопытный факт, о котором почему-то редко упоминают толстые путеводители: ворота не только произведение искусства, но и очень необычны с инженерной точки зрения. Они не имеют фундамента, не вкопаны в дно, а просто стоят под собственным весом. Для увеличения веса горизонтальная перекладина ворот сделана полой, и внутри уложены тяжелые камни.

С утра, не теряя времени, мы запрыгнули на первый же паром и через 10 минут уже были на острове. Миядзима медленно просыпалась, улицы были практически пустые, олени лениво потягивались, монахи подметали пагоды… Пагод на острове немало, одна большая и множество маленьких. Мелкие японские улочки перемежаются парками. Вообще, вся атмосфера на острове предельно расслабяющая и умиротворяющая. Ворота на рассвете смотрятся совсем иначе, чем на закате, оранжевый цвет в лучах только что взошедшего солнца кажется особенно мягким, как будто ворота тоже просыпаются от ночного сна.

На острове множество оленей. Людей они совершенно не боятся, подходят, тычутся мордой, норовят что-нибудь стянуть. Везде висят объявления: «Будьте внимательны, олени могут съесть Ваши билеты или деньги». Хуже всего, если олень сжует JR Pass -его восстановить невозможно. До наших билетов олени, к счастью, не добрались, но карта острова исчезла у них во рту практически мгновенно.

В центре острова большая гора Мисэн, со множеством храмов, святилищ, обезьян и видов на все стороны света. Если очень постараться,то подняться на гору можно часа за четыре и часа за два спуститься. Но шести часов у нас, к сожалению, не было. Пришлось выбирать канатную дорогу. Чтобы добраться до нижней станции канатной дороги, нужно сначала дойти до рёкана Iwasso, а оттуда, как написано на большом щите, «10 минут идти или 7 минут слегка бежать». Подъем состоит из двух частей — кабинки канатной дороги поднимают до первой станции, оттуда два больших фуникулера везут до верхней площадки. Очередь на канатную дорогу обычно есть, но идет довольно быстро.

Верхнюю станцию канатной дороги облюбовали японские макаки. Утром и вечером они играют вокруг, не обращая внимания на людей. Днем обезьяны уходят в лес, и на станции вывешивают табличку: «Обезьяны ушли на обед». Однако канатная дорога не ведет на самый верх горы. От верхней станции дороги до вершины еще полчаса карабкаться вверх. Тропа нетрудная — мимо нас то и дело бодро семенили группки полусогнутых японских старушек, радостно нас приветствуя. Тропа до вершины идет через разные храмы и прочие достопримечательности. Некоторые из них называют «чудесами горы Мисэн». Одно из «чудес» — камень с небольшим углублением, заполненным водой. Говорят, что камень непонятным образом соединен с морем — вода в углублении поднимается и опускается вместе с морскими приливами.

Другое чудо — вечный огонь. Когда-то на этой горе медитировал 100 дней известный буддийский монах Кобо Дайси. 1200 лет назад он разжег огонь под котлом. С тех пор этому огню не дают погаснуть, и котелок до сих пор кипит. Наверное, это самый старый вечный огонь в мире. От него, кстати, зажжен вечный огонь в Хиросиме. Всего «чудес» на горе семь, но не все они материальны. Например, одно из чудес — звук деревянных башмаков, часто слышимый по ночам.

На вершине горы — смотровая площадка, откуда открываются прекрасные виды на море, Хиросиму и множество мелких островов. Там же небольшое, не слишком примечательное кафе, где можно съесть тарелку лапши или выпить кофе перед спуском. На острове мы пробыли часов до двух, а потом вернулись в гостиницу, забрали вещи и отправились в центр сингонского буддизма Японии — на гору Коясан.