При сравнении с обычным син-гунто выявляются различия, иногда очень тонкие и трудно уловимые, но вызывающие ощущение, что он не японского происхождения. Однако все эксперты после обследования известных в настоящее время экземпляров сошлись во мнении, что он относится к военному периоду. 

Известно только два примера меча такого типа, а второй, в худшем состоянии, находится в коллекции. Между ними почти нет различий. В целом, это — стандартный син-гунто с плакированным клинком, отличающимся довольно значительной кривизной и окрашенными в темно-зеленый цвет металлическими ножнами. Ножны экземпляра из коллекции автора когда-то были перекрашены в черный цвет и имеют стертую, изношенную в основании оковку (исидзукэ), что указывает на использование меча. Его отличительными чертами являются следующие. 

(I) Некоторые части прибора длиннее, чем обычно: кабуто-ганэ (набалдашник) 47 мм (обычно — 45 мм), исидзукэ (оковка) 46 мм (обычно-41 мм), фуги (муфта рукояти) 18 мм (обычно 11-12 мм). 

(II) Декор гарнитуры выполнен в более высоком рельефе, чем у обычного син-гунто. Пробелы между лепестками сакуры (цветок вишни) шире, чем у характерных изображений этого мотива, из-за чего создается впечатление искажения и деформации. В целом возникает ощущение, что данные детали оправы сделаны не в Японии. 

(III) У экземпляра меча из коллекции автора лишь одна декоративная накладка на рукояти (мэнуки). второй на оборотной стороне никогда не было. На шнуре стандартной обмотки видны следы пота, что определенно свидетельствует об использовании меча на войне. У экземпляра две мэнуки и вощеная перевязь рукояти. 

(IV) Цуба более закругленная, чем обычно, с четырьмя круглыми отверстиями. Внешний ободок и четыре рельефных изображения сакуры у цубы меча из коллекции автора отломаны, чтобы сделать ее цельной, подходящей к форме дай-еэпиа. Возможно, цуба была сделана из двух частей, и наружный обод припаивали к внутренней пластине в тех местах, где размещались четыре цветка сакуры, но это — лишь предположение. 

(V) Латунные дай-еэппа (большие шайбы), размешенные по обеим сторонам гарды (цуба). полностью отличаются от формы, характерной для оправы син-гунто. Они также имеют четыре отверстия в виде сердечка (глаз кабана). На дай-еэппа прибора из коллекции автора видны следы той же зеленой краски, какую использовали для ножен. 

 

(VI) Аси (обоймица) является съемной. На образцах мечей с одной обоймицей подобный тип ранее не встречался. Сакура обоймицы, увенчивающая парные обручи, шире и по внешнему виду отличается от обычной аси син-гунто. Копий, воспроизводящих данный тип аси не обнаружено, что вполне закономерно. Вед! достаточно дорого и бессмысленно репродуцировать деталь оправы, если ее не считают редкой (а такая гарнитура и не считалась таковой вплоть до 1986 г.)". 

(VII) Клинок плакированный, с фальшивым закаленным лезвием (якиба), наведенным травлением кислотой. Однако он острый и прочный. Такие клинки у обычных син-гунто ранее не встречались Техника гравировки травлением, по-видимому отличается от способа, применяемого на парадных саблях, так как отделяющая край лезвия от остальной поверхности клинка линия очень четко обозначена и местами ее даже можно зацепить ногтем. 

(VIII) На клинке имеются два набора мати — выемок, отделяющих хвостовик. Пространство между ними, как правило, покрывается хабаки. Обычно подобный «двойной комплект мати» является признаком укороченного клинка но в данном случае такая версия сомнительна, поскольку клинок, кажется, по возрасту вполне соответствует ножнам.

 

(IX) Ржавчина на хвостовике светлая и по времеш образования также относит клинок к военном} периоду. 

(X) Все элементы прибора: еэппа, дай-еэппа, цуба хабаки, а также хвостовик клинка имеют одинаковые штампы в виде арабских цифр, которые представляют собой сборочные номера. 

Если суммировать все вышеизложенное, можно сказать, что демонтируемая аси похожа на копию, а плохо смоделированная сакура не японского происхождения. Использование плакированного клинка вполне может указывать на послевоенное производство. 

 

Однако нам кажется уместным напомнить, что оба экземпляра по внешнему виду и сохранности все-таки относятся к военному времени. Поэтому более приемлемое объяснение всех этих странностей можно найти, предположив, что мечи были созданы в оккупированной японцами стране для офицеров-коллаборационистов. Очень возможно, что такой страной была Ява, поскольку именно там существовали наиболее многочисленные вооруженные силы, находившиеся под японским контролем.